Эколого-патриотический проект «Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста

Савельева Галина
Эколого-патриотический проект «Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста

Эколого - патриотический проект

«Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста

Содержание

Введение ---3

Педагогический проект «Люблю березку русскую» ---5

Заключение ---9

Литература ---9

Приложение ---10

Введение

Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия.

И я немыслим без твоей красы.

О. Шестинский

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего приюта и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.

В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Актуальность:

Я в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них патриотического самосознания.

В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.

Дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе.

Я решила разработать проект «Люблю березу русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Проблема:

1. Недостаточные знания детей о берёзе, как символе России.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта: Развитие патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с символом России – русской березкой.

2. Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово, иллюстрации, приобщая детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь к русской культуре, природе, бережное отношение к ней.

Тип проекта:

По количеству участников: проект является коллективным.

Возраст детей: 5-6 лет

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творчески - исследовательский.

Длительность: краткосрочный - 2 недели.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель.

Формы работы:

• Беседы

• Познавательные рассказы воспитателя

• Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)

• Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)

• Музыкальная

• Экспериментирование

• Речевые игры, описательные рассказы

• Дидактические игры с предметными картинками

• Игра по модели строения дерева

• Подвижные игры

• Игры с мячом

• Художественно- продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Взаимодействие с родителями воспитанников:

• Консультации, рекомендации, памятки

• Практические задания

• Совместные мероприятия

Ожидаемые результаты:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

Этапы проекта:

Подготовительный:

* Определение объекта изучения.

* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.

Практический:

* Вхождение в игровую ситуацию.

*Прогулки на участке приюта

* Наблюдение за берёзой.

* Беседы с детьми.

* Работа с художественной литературой.

* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную

образовательную деятельность.

* Совместная деятельность с родителями.

*Рассматривание репродукций картин русских художников.

Заключительный:

*ООД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)

*Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Погружение в проект Цель – подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) детей для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их детям.

Побуждает у детей интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации детьми (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает воспитанникам:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов. Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта. Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Схема работы по проекту "Люблю берёзку русскую"

Разделы программы Виды детской деятельности Программное содержание

Игровая деятельность Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Дидактическая игра: "Что сначала, что потом?» Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.

Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.

Непосредственная образовательная деятельность «Эта удивительная берёза»

(см. Приложение 1) -Дать знания о символе славянского культа России - березе;

- познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;

-приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности

Уточнить и расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие»береста»,для чего она служит, продолжать учить причинно-следственные связи в природе.

Развитие речи Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»

Беседа «Воспетое дерево»

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.

Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзе, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Изобразительная деятельность Аппликация: «Кудрявая берёза» (коллективная работа)

Рисование: «Березы в памяти моей…»

Выставка творческих работ. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию. Отрабатывать приёмы вырезания и наклеивания.

Совершенствовать умение рисовать берёзу, передавая характерные особенности строения её ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования красками.

Экология Экспериментирование: Рассматривание бересты под лупой.

Экспериментирование «Вода в жизни растений» Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.

Дать представление о потребности растений в воде.

Художественная литература Чтение рассказа В. Бианки

«Волшебная берёза»

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Русская берёза»

Подбор и выставка художественной литературы о берёзе

Познакомить детей с художественными произведениями о берёзе, учить понимать замысел произведения; развивать художественный вкус.

Музыка Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия) Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.

Здоровье и физическое развитие Прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»

Наблюдение за набухшими почками берёзы. (приложение 3)

Экскурсии,походы с родителями в лес. Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года, изменениями весной;

Воспитание доброго отношения к природе через образ русской березы, бережного отношения к ней;

Работа с родителями Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.

Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья)

Экскурсия семьи в берёзовую рощу «Наш воскресный выходной» Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор. Побуждать родителей и детей к совместному взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.

Мы очень надеемся, что проведенная работа поможет детям испытать любовь к родной стране гордость и уважения за свою нацию русскую культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Где бы ни росла, береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Проект «Люблю берёзку русскую» проводится в группе в течение 2-х недель. В нем приняли участие 20 воспитанников и их родителей.

Проектный метод убедил нас, что организация работы в приюте по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.

Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.

Отношение детей и их родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников стало более осознанно.

Академик Д. С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Результаты проекта

- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни; уважение и любовь к Родине, чувство национальной гордости.

- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.

- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

-Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.

- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Много вопросов возникло об истории возникновения и развития Малой Родины. Поэтому разработали образовательную программу туристко- краеведческой направленности «Мой родной край» Курс рассчитан на 1 год, 34 занятия. Программа разработана на основе нормативно – правовых документов для занятий с воспитанниками социального приюта.

Литература

1. Воронкова, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронков. - С- Пб.: Детство – Пресс, 2013. – 56 с.

2. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 235 с.

3.Интернетресурсы: http://festival.1september.ru/articles/626164/

4. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду [Текст] / В. М. Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 123 с.

5. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / Л. М. Молодова.- Минск: Аксар, 2014. – 89 с.

6. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они [Текст] / Т. А. Шорыгина. - Изд.: Гном и Д, 2015. – 64 с.

Публикации по теме:

Итоговое интегрированное занятие-развлечение во второй младшей группе «Люблю берёзку русскую»Итоговое интегрированное занятие-развлечение во второй младшей группе «Люблю берёзку русскую» .

«Люблю берёзку русскую». Конспект открытой прогулки в старшей группе Конспект открытой прогулки в старшей группе " Люблю берёзку русскую" Задачи: - продолжать знакомить.

Проект «Люблю березку русскую» Содержание: 1. Актуальность темы. …. 3-5 2. Тип проекта…. 5 3. Цель и задачи проекта…. 6 4.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Презентация «Люблю берёзку русскую» Подготовили и провели воспитатели старшей и подготовительной группы. Крылова Людмила Владимировна. Марченко Ольга Владимировна. Цель нашего.

Проект по патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую» для детей старшей группы Проект по патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую» Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: творчески-игровой.

Проект в средней группе «Люблю березку русскую»Проект в средней группе «Люблю березку русскую» Проект в средней группе на тему: «Люблю березку русскую». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: педагоги,.

Развлечение «Люблю берёзку русскую» Развлечение «Люблю берёзку русскую» Цель: Приобщать детей к культуре русского народа. Зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.

Экологический проект «Люблю березку русскую» для старшего дошкольного возраста Экологический проект "Люблю березку русскую" Березка белая, березка чистая, Всегда веселая, всегда лучистая. К теплу и свету ветвями тянется,.

Эколого-патриотический проект «Обитатели степи» МКДОУ №4 «СОЛНЫШКО» Эколого-патриотический проект «Обитатели степи». г. ЭЛИСТА 2018 г. Автор: Ачирова С. А.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Эколого-патриотический проект «Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 11:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки