Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Ольга Еремеева
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Экспедиция

по жизни и творчеству В. Д. Федорова

Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.

Пояснительная записка

В век информационной революции, современных технологий и технического прогресса, очень трудно привлечь детей к чтению литературы. Уже не достаточно рассказать о том, как интересна книга, творчество её автора, необходимы новые формы и методы работы. Особенно важно ознакомить детей с творчеством писателей земляков, чьи произведения близки и понятны по духу, эмоциональным переживаниям, эстетическому восприятию. Поэтому свое мероприятие, я построила как экспедицию по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова. Данная форма мероприятия позволяет не только знакомить с биографией поэта, но и учит школьников самостоятельно анализировать произведения, соотнося их с основными этапами жизни поэта. Мероприятие очень актуально на современном этапе жизни, так как помогает учащимся узнавать историю своего края, знакомиться с людьми, прославляющими свою Родину. Экспедиция по жизни и творчеству В. Д. Федорова входит в серию мероприятий, посвященных людям Земли Кузнецкой, что способствует воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции учащихся.

Цели:

формирование интереса к литературным произведениям писателей Кузнецкого края, через изучение жизни и творчества В. Д. Федорова.

Задачи:

расширять знания учащихся о творчестве В. Д. Федорова;

знакомить учащихся с биографией поэта;

работать над выразительностью чтения;

развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе.

Оформление:

портрет В. Д. Федорова;

выставка произведений;

карта Кемеровской области;

календарь знаменательных дат из жизни В. Д. Федорова.

Оборудование:

аудиомагнитофон;

литературно-музыкальная композиция на стихи В. Д. Федорова «По главной сути»

Подготовительный этап:

За две недели до проведения мероприятия двум микрогруппам из 6 - 7 классов, в составе 3-5 учащихся дается задание:

Подробней познакомиться с жизнью и творчеством В. Д. Федорова;

Сделать подборку стихотворений к различным этапам жизни поэта.

Ход мероприятия:

Тишина, чуть слышно звучит музыка, и …

Ведущий:

Рожь тихонько качалась, и весь я

Замер, будто бы кто пригрозил,

В непонятном тогда равновесье

Молодых, неизведанных сил.

В непроглядную мглу пеленая,

Летний зной осенял деревца,

Вдруг явился, откуда – не знаю,

Тонкий облик родного лица.

Лоб сплетенные косы венчали,

А в глазах, где не видно ни зги,

Было столько суровой печали

И какой-то нездешней тоски.

Ведущий:

- Не правда ли прекрасное стихотворение, как картинка из сказки, таинственная и

волшебная, а написал его наш земляк – Василий Дмитриевич Федоров.

И сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию по жизни и творчеству Василия

Федорова. А поможет нам в этом календарь знаменательных дат жизни поэта. И я

знаю, что вы тоже пришли не с пустыми руками, а хорошо подготовились к нашей

экспедиции.

педагог обращает внимание детей на календарь знаменательных дат

Ведущий:

- Год 1918…

Только что отгремела Октябрьская Социалистическая Революция. Тревожные, голодные годы, хаос, разруха…

В семье каменщика Дмитрия Федорова, рождается 9 ребенок Василий Дмитриевич Федоров.

Федоров родился в городе Кемерово, вырос в деревне Марьевка. Кемерово… Яйский район… Марьевка…

Педагог обращает внимание детей на карту Кемеровской области

Ведущий:

- В то тяжелое время почти ни чего не строили, как было каменщику, Д. Федорову прокормить свою многодетную семью? Надо перебираться в деревню к земле – кормилице, к родным…

- И так они переезжают в марьевку…

Медленно встает ученица …

- Марьевка стоит «на высоком берегу дневного русла. Под нею озеро, окаймленное зарослями черемухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая пескаревая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой зеленый лес с темными пиками кедров и далекий туман…»

Ведущий:

- Ребята, ведь нам знакома – эта картина, красота природы нашего края. (Небольшая дискуссия о природе родного края)

Ведущий:

- Да, вы правы, все, что нас окружает, откладывает отпечаток на нашу жизнь.

Так и случилось с Василием Федоровым. Самые яркие впечатления, первые чувства – радостные и горькие. Чудо жизни. Красота. Все это открылось взору и душе ребенка здесь, в Марьевке, и определило его жизненное дело.

- Подумайте, какое Стихотворение подходит к этому периоду.

Ученица:

Как прекрасен

Над лесом

Зари окоем,

Как любезны в песках берега,

Как прекрасны

В наряде венчальном своём

По весне заливные луга.

И стою я

Притихший,

Смиряя свой нрав

Песнопением марьевских птиц,

И глядят на меня

Из некошеных трав

Голубые глаза медуниц.

Здравствуй, милый,

Кедрово – березовый край,

С этих лугов, где ноша легка.

Если есть в небесах

Хоть какой – нибудь рай,

В нем должны быть

Такие луга.

Ведущий:

- Хорошо, правильно…

Библиотекарь переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий:

- Год 1923

- Какие события произошли в жизни Федоровых в этом году?

Ученик:

- Когда Васе было 5 лет, умер его отец. В последствии он сказал такие слова: «Отец… Хорошо помню… Лет пять уже было. да, лет пять. Отец идет рядом с лошадью, запряженной в телегу, - поднимается в гору… уходит от меня… больше я его никогда не видел.»

Ведущий:

- Да, для Федоровых наступили тяжелые времена, но семья выстояла. Дружно справлялись они со всеми проблемами, вместе работали и отдыхали. Мама, Ульяна Наумавна, хорошо знала народное творчество, песни, частушки. Она любила рассказывать свои сны, истолковывая их, предугадывая будущие события. Не здесь ли истоки «Снов поэта» - классически прекрасных новелл.

- Мы с вами готовы поговорить о сне «Хромовые сапожки», и так…

(Диалог о произведении, 2-3 минуты)

Ведущий:

- Молодцы, я с вами полностью согласна, в том что «сны поэта», воспринимаешь как реальнейшую реальность.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1933…

Ведущий:

- Василию Федорову 15 лет. А сколько всего уже было. Начинал он работать пастухом, был водовозом, пахарем, учетчиком фермы, младшим счетоводом, кассиром колхоза. А кем он стал в 15 лет?

- Правильно, помощником бригадира. А дальше, учеба в Новосибирском авиационном техникуме, а затем работа на Иркутском авиационном заводе.

И все это время В. Федоров писал стихи, в которых отражались его чувства, юношеская любовь, эпоха того времени.

Давайте подумаем, какое произведение больше всего подходит к этому периоду жизни поэта.

Ученица:

Люблю я день после дождя,

Слезами божьими умытый,

За кроткий взгляд, как у дитя,

И простодушный и открытый,

Люблю я день после дождя.

В такое время мир мне мил,

Как жизнь сама, как откровение,

Когда среди враждебных сил

Царит любовь и примирение.

В такое время мир мне мил.

Такое время длит мой срок,

Судьбой подаренной не слепо,

За что с пригорка свой цветок

Земля протягивает небу.

Такое время длит мой срок.

Люблю я день после дождя,

Поля, успевшие омыться,

Земля смеется, как дитя,

Когда ей сон о детстве снится.

Люблю я день после дождя.

Ведущий:

- Да, лирическое, замечательное произведение. Ведь молодость прекрасна.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1940…

Ведущий:

- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?

Ответы детей:…. (первая публикация стихотворения «К матери…»)

Ведущий:

Говорила о юность,

Вспоминала без радости

Свою юность отцветшую

Моя старая мать.

Говорил ей; не юность ли?

Повторял ей, не радость ли,

Если песню веселую

Можно вновь запевать.

Не уйдешь недолюбленной,

Не уйдешь недоласканной,

И о прожитом станешь ли

Горевать и рыдать?

Говорю ей, не радость ли?

Повторяю ей, не радость ли?

Если нам твои горести

Не пришлось повторять?

Скорби сердца не выбиться

Криком чайки подстреленной.

Счастью яркими перьями

В темноту не влететь.

Что ни, то красивое,

С каждым днем всё уверенней

По дороге намеченной

Мы идем молодеть.

Не вздыхай по ушедшему-

По истоптанной юности.

Радость в домик наш просится,

Принимай ее, мать!

Ведущий:

- Василий Федоров, становится знаменитым. Он к этому не стремился, ему помог друг. А как?

(Вспоминает биографию Федорова в этот период)

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1941-1945…

Ведущий:

- Великая Отечественная война. Война, какое страшное слово. Сколько горя в этом слове. И эта беда наложила свой отпечаток на творчество В. Федорова.

Медленно встает ученица и под музыку произносит такие слова:

Цветы стыдливости полны,

Порой они лишь слабо брезжут,

В дни горя, бедствий и войны

Они нам на глаза не лезут.

Уйдет разлучница – беда,

Цветы приходят с доброй вестью

Есть торжество цветов, когда

Цветы и люди снова вместе.

Ведущий:

- Но все проходит, проходит и война, и наступает долгожданный мир. К этому событию есть замечательное стихотворение:

Мир

Как многозначно слово «Мир».

И небеса с их чудесами

И всё, что есть под небесами,

Мы называем словом «Мир».

Как многослойно слово «Мир»

У всех существ, у всех растений.

Их жизнь в любой её ступени

Мы называем словом «Мир»

Как многолико слово «Мир»

Все вещи, названные нами

Пленительными именами,

Мы называем словом «Мир»

Как разнятся его черты

В дистанции такой огромной:

Душевный мир и мир загробный,

Мир ужаса и красоты.

О, как желанно слово «Мир»!

Когда уже мильоны сгубят

И ужасы войны отступят,

Приходит долгожданный Мир.

Мир- мера чести и добру.

При неудаче и удаче

Стоять перед народом - значит

Стоять всё так же – на миру.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1947…

Ведущий:

- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?

Ведущий:

- Да, правильно, встреча с любимой женщиной.

(слушаем литературно – музыкальную композицию «Любовь»)

Ведущий:

- А какие события произошли на этом отрезке жизни Федорова.

(Обсуждение биографии)

Ведущий:

- Наиболее подходящие произведение, какое?

Читает ученик:

Три года живу я в столице,

Люблю я столицу… и вот,-

Когда она вся озарится,

То чем - то напомнит завод.

Припомнится город мне близкий,

И тут же представится мне:

Летят автогенные брызги,

Скользят по кирпичной стене.

И вдруг с ничего затоскую,

Да так, что сдержаться нет сил,

Я вспоминал тогда мастерскую

И цех, где я мастером был.

Представляю на миг лишь единый

Пролеты больших корпусов,

Бульдозеров гнутые спины

И вздохи чугунных прессов.

Рабочих - за именем имя

Проходят минутой такой,

И вот я представляю, что с ними

Работает мастер другой.

И может быть, так, между прочим,

Хорошую память храня,

Какой – нибудь старый рабочий

Ему говорит про меня:

- Москва, мол, кому не приснится,

И он- де, упрямый такой,

Уехал за песней в столицу,

А песня живет в мастерской.

И скажет еще, что теперь я

Решил поучиться и сам,

Охотно уйду в подмастерья

К московским большим мастером

Тогда неуемным желаньем

И верой наполнится грудь,

Что я свое прежнее званье

Сумею обратно вернуть.

Ведущий:

- Молодцы, хорошо знаете биографию поэта. Действительно, именно на этот период приходится творческий расцвет, жизнь поэта в Москве.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1970…

Ведущий:

- Но несмотря на успех, признание, поэт каждый год возвращается на свою малую Родину – Марьевку. У поэта – была особая вера в эту землю.

«Вот попью водицы из родника, поем черемши – и все болезни как рукой снимет.

А ведь вы же знаете, что Василий Федоров был болен. У него был тяжелое заболевание сердца.

(дискуссия с ребятами об этом периоде жизни Федорова)

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1984…

Ведущий:

- «Я уже не с вами, я уже не тут, я в садах, где птицы райские поют»

А через три дня поэта не стало, не стало удивительного человека, который любил природу, свою Родину, который нес людям свет, доброту своими прекрасными произведениями.

- Сегодня звучало много стихов Василия Федорова, и у нас с вами получился

замечательный разговор о жизни и творчестве поэта. Пусть эти свечи горит в

память о великом поэте, художнике слова - Василии Дмитриевиче Федорове. А

для нас из глубины времени, прозвучит голос поэта со стихотворением «Прощай,

село, я сын твоих полей»

(Перед прослушиванием зажечь свечи).

Заканчивается экспедиция литературно – музыкальной композицией «По главной сути» в исполнении Марины Аристовой и Юрия Адаменко на стихи В. Д. Федорова

Спасибо!

Литература

1. Жил по совести поэт [текст]: научно – популярное издание/составитель Т. И. Малахова- Кемерово, 1990.- 148с.

2. Воспоминания о поэте Василии Федорове [текст]: сборник/ составитель Т. И. Малахова – Кемерово, 1987.- 288с.

3. Федоров, В. Д. Сны поэта [текст]: книга/ Советский писатель, 1988.- 272с.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников»Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников» Особое значение ДОУ придается предметно-игровой среде,т. к. основным видом деятельности ребенка является игра. Большое разнообразие игр детей.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Эмоции в жизни человека» В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый - отождествлялся с гармонией, организацией, порядком;.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов
Опубликовано: 16 июня 2016 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по правилам дорожного движения для подготовительной группы
«Правила дорожные знать каждому положено! » Викторина по ПДД в подготовительной группе. Цель: Закрепить знания детей по правилам дорожного движения....
Как слепить пожарного из пластилина
Каким вы представляете себе пожарного? Скорее всего, это будет упитанный мужчина с усами, в красной униформе с желтыми полосочками. Лепка пластилиновых...
Статья «Из опыта работы: инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи»
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов является принцип партнерства с семьей....
Видеоролик песни «Армия идёт»
Видеоролик песни " Армия идёт" 13 февраля работники культуры БДЦ г. Сурска и воспитанники художественной самодеятельности приняли активное...
Консультация для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети...