МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность для обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательно

Анастасия Филина
Экспериментальная деятельность для обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательно

Актуальность

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Публикация «Экспериментальная деятельность для обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательно» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», последняя редакция;

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155, последняя редакция)

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «О государственной программе «Развитие образования».

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утв. приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный N 30038, Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014”

Программа разработана с учетом Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н).

Место реализации программы: МБДОУ «Детский сад №11» г. Арзамас.

Должность педагогического работника (в соответствии с штатным расписанием МАДОУ) : воспитатель.

Квалификационная категория педагогического работника (на момент утверждения программы) : - высшая категория.

Срок реализации программы: 3 года (2019-2022 гг.)

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Цель и планируемые результаты.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Реализация программы саморазвития предусматривает решение следующих задач.

расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

формировать у детей элементарные географические представления;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Планируемые результаты реализации программы.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

• представления о свойствах веществ

• умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

• навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

• расширять знания об объектах и их свойствах

Основными условиями детского экспериментирования являются :

o взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);

o использование разных видов деятельности;

o четкое определение содержания экологического воспитания;

o использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

o взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

o создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);

o экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы активизации умственной активности детей :

включение игровых упражнений;

активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

выполнение нетрадиционных заданий;

решение проблемных ситуаций;

моделирование и анализ заданных ситуаций

Приё мы обучения:

• показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

• инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

• пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

• вопросы к детям.

Методические рекомендации:

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

динамичности (от простого к сложному);

интегративности (синтез искусств);

сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Планируемые результаты реализации программы саморазвития в соответствии с Профессиональным стандартом педагога представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды деятельности или трудовая функция

(по Профессиональному стандарту) Профессиональные компетенции Практи-ческий опыт Умения Знания

1 2 3 4 5

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с с ФГОС ДО

и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга и анализ образовательной работы Участие в планировании и корректировке образовательных задач по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Формирование психологической готовности к школьному обучению. Организация видов деятельности, осуществляемых в дошкольном возрасте.

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей. 1. Универсальные:

- Социально-психологическая компетенция;

- Коммуникативная компетенция.

2. Общепедагогические компетенции:

- Методическая компетенция;

- Психолого-педагогическая компетенция;

- Предметно-содержательная;

- ИК-компетенция;

- Научно–исследовательская компетенция

3. Специальные (предметные) компетенции

Компетенция в области формирования принципов вовлечения родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО. Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и ООП ДО МБДОУ «Детский сад №11»г. Арзамас Создавать условия для обеспечения разных видов образовательной деятельности дошкольников с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО, современными тенденциями развития дошкольного образования, в соответствии с правовыми, нравственными и этическими нормами, требованиями профессиональной этики.

Создавать развивающую предметно-пространственную среду возрастной группы, обеспечивающую полноценное вовлечение родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности МБДОУ дошкольников в рамках ООП ДО МАДОУ «Детский сад №11» с учетом требований ФГОС ДО.

Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями, педагогическими работниками.

Использовать педагогический мониторинг (владеть методикой диагностики) освоения детьми ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 11», анализ работы в группе по вовлечению родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО. Определять направления педагогической деятельностипо познавательному развитию детейс учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе.

Владеть навыками учета достижений ребенка в разных видах деятельностипо познавательному развитию ребенка, по вовлечению родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО.

Уметь организовывать совместную деятельность детей и взрослых по овладению познавательными навыками и проектными умениями.

Владеть технологиями бесконфликтного взаимодействия.

Использовать ИКТ-технологии для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми; для создания и использования интерактивной развивающей предметно-пространственной среды (дидактические игры, лото, театрализация, видео- и мультимедиатеки и др.).

Педагогические закономерности организации образовательного процесса.

Законы развития личности и проявления личностных свойств и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. Современные образовательные технологии.

Специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста.

Особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте

Современные тенденции развития дошкольного образования

Методики, инновационные программы и технологии по вовлечению родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1-й этап. Организационный, сентябрь 2019 г.

Самоанализ педагогической деятельности (самодиагностика)

«Я могу»

(Мои профессиональные достижения) «Не всегда получается»

(Мои профессиональные дефициты)

Применять в образовательной, деятельности разнообразные виды игр.

Выбирать подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.

Использовать методы и приемы взаимодействия с семьями воспитанниками, способствующие вовлечению родителей в совместную проектную деятельность в рамках организационно-содержательного обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО.

• Анализировать собственную педагогическую деятельность. Признавать и исправлять свои ошибки.

Определить наиболее актуальные, эффективные методические походы кразвитию самостоятельноййй проектной деятельности дошкольников.

Использовать разнообразные формы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в привлечении к образовательному процессу.

На среднем уровне пользователя:

ИКТ «Основы работы с электронными таблицами в программе «MS Excel»

ИКТ «Создание компьютерных презентаций средствами MS PowerPoint»

Продолжительность одного занятия:

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Идеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возрастаИдеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возраста Детский сад начинается с участков, где воспитанники детского сада проводят большую часть своего времени. Решая здоровьесберегающие, познавательные,.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность для обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательно
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 07:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД