Получи документы

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира (2 фото)

Зуля Тагирова
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира.

Н. Н. Поддьяков.

Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью большое значение имеет познавательная активность. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» размещена в разделах

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Психологи (Богоявленская, Н. Н. Подъяков, А. И. Савенков, Л. А. Венгер, М. В. Кларин ….) доказали, что экспериментирование является ведущим видом деятельности, в которой происходит активное познавательное развитие. Познавательное развитие – это сложный процесс, который имеет свои направления, особенности закономерности и понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом, как поиск, методом проб и ошибок, исследование, экспериментирование, непосредственное открытие, в результате, которого происходит открытие нового знания.

Экспериментирование это наиболее эффективный способ обучения детей дошкольного возраста, неслучайно, поэтому в нашей дошкольной образовательной организации уделяется ей большое внимание. В ДОУ создана методическая система работы по детскому экспериментированию, которую мы начали с построения развивающей предметно-пространственной среды, изучения специальной психолого-педагогической и методический литературы. В ДОУ имеется библиотека по разделу «Детское экспериментирование», формируется картотека опытов и экспериментов для детей всех возрастных групп, познавательно - игровой зал, создана детская мини – лаборатория, которая оснащена:

• детскими микроскопами,

«Лаб-лабораторией»,

• переносной мобильной лабораторией для определения погоды,

• телескопом,

• лупами,

измерительными приборами: песочными часами. Весами различных видов.

Наборами для опытов:

• с магнитами

• для выращивания кристаллов

• для мыльных пузырей

• для игр с водой и песком.

Она постоянно пополняется. Во всех группах ДОУ созданы «Уголки экспериментирования», где дошкольники совместно с воспитателями проводят опыты. Маленькие исследователи, проводят простейшие опыты с песком, водой, снегом, льдом, наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями происходящими в живой и неживой природе.

В своей группе мы с детьми проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, водой, песком, землей, воздухом); знакомим с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость); с физическими свойствами предметов (скорость, направление).

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован "уголок экспериментирования". Материалы, находящиеся в "уголке", распределены по разделам:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекла, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, песок, ракушки, почва, шишки, орехи, семена;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки;

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, клеенчатые фартуки, лейки, лопатки, сито, свечи, полотенца;

- карточки-схемы для проведения опытов;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная;

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности проводится по трем взаимосвязанным направлениям:

Живая природа: (характерные сезонные особенности в природе, многообразие живых организмов как приспособлений к окружающей среде). Провели опыты: "Необходим ли свет растениям", "Сажаем лук".

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
Фото №1 Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира

Неживая природа: (воздух, вода, песок, свет, звук, магнит). Много интересных опытов провели: "Защитные свойства снега", "Тающий лед", "Игры с песком", "Песочная страна", "Прозрачная вода", "Воздух", "Делаем мыльные пузыри", "Свет повсюду"," Почему все звучит?".

Человек: (закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении: уши-слышать, глаза-видеть, язык-определять на вкус, нос-определять запах). Опыт: "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем".

Стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации, часто использую сказочных героев. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших "открытий.

Публикации по теме:

Формирование речи у детей раннего дошкольного возраста через познания окружающего мира Актуальность данной темы обусловлена недостаточной теоретической и практической разработанность данной проблемы формирования речи детей.

Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира»Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира» Желание узнать что-то новое о тех, кто был самым первым и самым выносливым другом человека, возникло у нас давно. И как только представился.

Игра как средство познания мира (эссе) «Игра-как познание мира» (эссе) Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений,.

Опытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОС Опытно-экспериментальная деятельность: Тема «Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира «Способен к волевым усилиям, может.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Родительское собрание «Компьютер — игрушка или средство познания мира для ребенка?» ЦЕЛЬ: Донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребенка на компьютере,.

Тайны окружающего мира. Мои наблюденияТайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Развивающие игры как средство познания мира математики Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,.

Мастер-класс Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 22:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД