иришка Тотмина
Экспериментальная деятельность «Извержение вулканов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности на тему :
«Извержение вулканов»
Тотмина Ирина Александровна
Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: «Извержение вулкана»
Цель: Сформировать первоначальное представление о вулканах.
Публикация «Экспериментальная деятельность „Извержение вулканов“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: Развивать творческую исследовательскую активность детей,; воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности; сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
Материалы и оборудование: проектор, макет вулкана, сосуды для опытов, жидкое мыло, лимонная кислота, сода, томатный сок, подсолнечное масло, красители, шипучие таблетки, спирт.
Воспитатель (Волшебник) : Спасибо большое за приглашения которое вы мне отправили. Из вашего письма я узнал что вы хотите увидеть волшебные фокусы и узнать что-то новое. Что ж я готов вам их показать и рассказать. А о чем будут мои рассказ вы узнаете отгадав мою загадку.
Я плююсь огнем и лавой
Я – опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут мен? (вулкан)
Сегодня, я познакомлю вас с таким таинственным, загадочным, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Послушайте легенду о нем…
«Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Давайте посмотрим на макет вулкана и скажем на какую форму он похож.
(Показ слайда строение вулкана)
На самой вершине вулкана находится кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю- это жерло вулкана.
(показ слайда. Карта мира где находятся вулканы)
А теперь вы сами покажете мне на макете где находится кратер и жерло.
(Показ слайда спящие и действующие вулканы)
Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но когда он просыпается, начинается сильнейший подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Температура внутри Земли такая высокая, что твердые камни превращаются в жидкие. А когда куски лавы застывают получаются новые камни.
(Показ слайда как растекается лава)
(показ слайда о пользе вулканов)
Есть ли польза от вулканов?
Вулканы поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них очень плодородная, из вулканической пыли делаю лекарства, из затвердевшей лавы строят дома.
(показ слайда последствия вулканов)
Опыт №1 с шариком
А сейчас дорогие ребята мы с вами попробуем на опыте испытать какое давление происходит внутри вулкана.
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. Тоже самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит взрыв.
Опыт №2 Извержение внутри вулкана
В литровую емкость я налью воду подкрашенную красным красителем, подсолнечное масло 300 грамм и опущу туда таблетку аспирина. Так можно наблюдать взрыв внутри вулкана.
Опыт №3 Извержение вулкана.
Макет вулкана. Сода, жидкое мыло, уксус или лимонная кислота, красный краситель.
Опыт №4 Вулканическая лава в стаканчиках.
А теперь ребята пройдите к столам, там приготовлены для вас стаканчики в которых имеются специальные порошки для проведения опыта.
Перед тем как начать наш эксперимент вспомните правила поведения с опытами. Не нюхать, не брать в рот незнакомые порошки.
Возьмите по две ложечки белого порошка и смешайте с двумя ложками окрашенного порошка, а теперь подлейте в стаканчики немного воды. Посмотрите какая реакция происходит в стаканчиках, тоже самое происходит внутри вулкана.
Посмотрите ребята, мне мои друзья геологи отправили по почте в посылке вот какие камушки, возьмите их в руки и сравните какие из них легкие, а какие тяжелые. Как вы думаете почему?
Один камень легкий потому что он был расплавлен вулканической лавой. Рассмотрите его внимательно что вы видите? Какой он?
Мое время подходит к концу и я на память хочу попросить вас нарисовать мне рисунки о вулканах.
Большое вам спасибо за внимание и до скорых встреч!