Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»

Исполинова Галина Владимировна
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»

Исполинова Галина Владимировна,

воспитатель первой категории.

г. Нарьян–Мар

Цель: Расширять представления детей о разных видах бумаги, дать знания о её свойствах, качествах, процессе изготовления, применении.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

• Учить мыслить, рассуждать, сравнивать и делать выводы;

• Познакомить с историей возникновения бумаги, её значении в жизни людей;

• Обогащать и закреплять знания детей о свойствах, видах, функции бумаги;

• Активизировать связную речь детей, обогащать словарный запас;

• Воспитывать бережное отношение к книгам, умение экономно и практично использовать бумагу.

Атрибуты: Фото иллюстрации «Откуда пришла бумага», сундучок с образцами бумаги разного вида, материалы для дидактических игр: «Какая-для чего», «Что лишнее», «Хитрый сундучок», материалы для опытов с бумагой.

Ход занятия:

В группу входит почтальон Печкин:

-Здравствуйте, все здравствуйте! Я самый известный почтальон на свете! Вам прислал письмо коллекционера из города Москвы! Я вам его доставил, получайте!

Воспитатель зачитывает письмо от коллекционера.

«Здравствуйте ребята. Давайте познакомимся. Я-коллекционер и люблю собирать, то есть, коллекционировать различные виды бумаги. Я путешествую по разным городам и всем показываю свою замечательную коллекцию. Но в вашем городе у меня случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась по ветру, но я увидел, что многие листочки бумаги из моей коллекции через открытое окошко залетели к вам в группу. Ребята! Помогите мне собрать мою замечательную коллекцию бумаги!»

-Ребята, поможем коллекционеру?

-Посмотрите, сколько интересных предметов я нашла в нашей группе: газета, книги, коробка, блокнот, открытка, спичечный коробок, цветная бумага, салфетки, туалетная бумага и т. д.

-Как вы думаете, что объединяет эти предметы, что у них общего? (Они сделаны из бумаги)

-А откуда к нам пришла бумага? (Из леса)

Воспитатель рассказывает и показывает фотоиллюстрации, как возникла бумага:

-В древние времена, когда ещё бумаги не было, люди писали друг другу послания разными способами: на каменных стенах пещер, сырых глиняных плитках (как на пластилине, царапали острыми предметами на дощечках. А на Руси писали на берёзовой коре-бересте. В древнем Египте люди из болотного растения-папирус делали листы папирусы.

И вот самую первую бумагу изобрели в Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кусочки деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получится каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала через сетку, кашица твердела и на сетке уже оставался тонкий лист бумаги. Потом его аккуратно снимали и сушили.

(рассказ сопровождается показом иллюстраций)

В наше время всю эту работу выполняют на фабрике специальные машины для производства бумаги. Вначале со стволов сдирают кору, потом другие машины, как в мясорубке, измельчают части стволов в щепки, щепки измельчают до крошки (целлюлоза) и смешивают с водой. Потом эту кашицу отправляют вариться в специальные варочные машины, куда добавляют кислоту, чтобы опилки стали мягкими. Туда же добавляют разные смеси, красители, клей, чтобы впоследствии бумага получилась разноцветной, крепкой, гладкой. Вся эта бумажная кашица потом попадает в бумагоделательную машину, где она выливается на сетку этой машины. Сетка натянута на два вала и всё время вращается, перенося бумажную кашицу вперёд. Вода из кашицы через отверстия в сетке вытекает и бумажные частицы начинают между собой сплетаться и склеиваться, образуя бумажное полотно, которое и передвигается по валикам в виде такой рулонной ленты. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают остатки воды, другие высушивают изнутри горячим воздухом, третьи полируют, уплотняют. И наконец ровная белая бумажная лента выходит из машины и сматывается в огромный рулон. Эти бумажные рулоны отправляют на другие фабрики, где изготавливают книги, тетрадки, коробки и др.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать все секреты бумаги. Для этого нужно провести ряд опытов.

И так, мы начинаем опыты в нашем исследовательском центре «Почемучка»

Опыт №1 «Вода и бумага»

(ребёнок проделывает опыт по указанию воспитателя)

На столе стоят 2 стакана с водой. В один стакан опускается ложка и кубик, в другой-листок бумаги.

-Что произошло с ложкой и кубиком? Ничего. А что случилось с бумагой? Она промокла насквозь и порвалась. Как вы думаете, если пойдёт на улице дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтом? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду. Вот мы узнали первое свойство бумаги – промокает, боится воды, поэтому все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

(мокрую бумагу прикрепляем к первому окошку домика «Результатов»)

Опыт №2 «Разрывание бумаги»

-У меня ест две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать ленточки друг другу на голове. Ленточка из ткани завязалась, а из бумаги порвалась, потому что ткань прочнее, чем бумага? Из бумаги можно шить одежду? Нет. Второе свойство – бумага легко рвётся. А вся ли бумага легко рвётся?

Предложить порвать тонкие листы и картон.

Вывод: -Чем толще бумага, тем трудней она рвётся.

(рваную бумагу прикрепляем ко второму окошку домика «Результатов»)

Опыт №3 «Сминание бумаги»

-Что можно сделать с бумагой и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?

-бумагу можно смять, скомкать. (Двое детей мнут бумагу и кубик)

Вывод: дерево из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, а бумага не прочная, мягкая, её можно легко смять.

- А всю ли бумагу можно легко смять? Исследуем картон и тонкую бумагу, сложенную вдвое, вчетверо.

Вывод: легко мнётся, складывается. Чем толще (плотнее, тем труднее сложить, смять.

(мятую бумагу помещаем в третье окошко домика «Результатов»)

Опыт №4 «Шуршащая или поющая»

- Может ли бумага издавать звук, петь?

Дети берут разную бумагу: простую, лощёную, фольгу, газету и др. и выполняют движение «стирка белья».

Вывод: бумага при смятии, трении издаёт звук: шуршит, скрипит, поёт.

(в четвёртом окошке домика рисуем скрипичный ключ)

Опыт №5 «Летающая бумага»

На подносе лежат бумажные конфетти из фольги, салфеток, писчей бумаги.

- Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером или подуть, чтобы получился ветерок.

Вывод: листочки бумаги лёгкие, поэтому, когда дует ветер, то они могут улететь по ветру. (в окошке рисуем знак ветра)

Опыт №6 «Следы на бумаге»

Предложить детям листы бумаги, стекло, ткань и фломастеры, краски.

- давайте порисуем на всех этих предметах. На чём легче всего фломастеры оставляют свой след?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Вот сколько мы сегодня узнали свойств о бумаге. Давайте посмотрим на домик результатов наших исследований и назовём все свойства бумаги, которые мы сегодня узнали.

Выводы исследований на домике результатов

Бумага боится воды.

Бумага легко рвётся. Чем тоньше лист, тем легче рвётся…

Бумага легко мнётся. Тонкая мнётся легче…

При трении издаёт звук.

От ветра разлетается – очень лёгкая.

На бумаге остаются следы красок, карандашей.

Физминутка

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки все в щепки превратили

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журналов, книги и тетради.

Дидактическая игра «Ромашка»

Цель: с помощью тактильных ощущений познакомить детей с видами бумаги

- В нашей группе живёт одна ромашка, которая сделала себе наряд из разных бумажных лепестков. Давайте вместе рассмотрим, на ощупь потрогаем лепестки и расскажем, из какой бумаги они сделаны. (картон, бархат, фольга, калька, цветная, писчая (белая, в клеточку, в линейку, наждачная, гигиеническая, газетная, обёрточная подарочная и упаковочная кондитерская (фантик, гофрированная, обойная)

Дидактическое задание «Какая бумага для чего нужна»

На столе лежат картинки с изображениями разных продуктов, предметов обихода, учебных принадлежностей и т. д.

-У вас в руках разнообразные бумажные листочки, которые вы должны распределить правильно и положить на тот предмет, которому он очень нужен.

(дети распределяют листочки, сопровождая объяснениями)

Назови: «Кто в своей работе использует бумагу?»

- Сколько нас окружает бумажных предметов? (дети перечисляют). Эти бумажные предметы помогают нам в жизни, в быту и без них нам не обойтись. А есть ещё такие профессии, где так же без бумаги не обойтись.

Называем профессии и параллельно выставляем иллюстрации (учитель, бухгалтер, конструктор, писатель, воспитатель, маляр, кондитер и т. д.

Подвести детей к пониманию, что ни одна о не обходится без бумаги, поэтому нужно уважать труд бумаг издателей и беречь бумагу: не выбрасывать чистые листочки, экономить. (объяснить смысл слова и показать).

(ребята в руках держат образцы бумаги и презентуют)

Я наждачная бумажка

Зачищаю деревяшку.

Я салфетка мягкая, чистая приятная.

Ротик нежно вытираю, на обеде помогаю.

Обойная бумага обклеит наши стены

И станет наша комната на много веселее.

Писчая бумага – для рисования, письма

И в клетку, и в линейку очень нам нужна.

Упакую ярко подарок я нарядно.

Я картон – работе рад,

Твёрдый, крепкий как солдат.

Я конфетная бумажка – для конфетки я рубашка.

Я фольга, как зеркальце – на металл похожа,

Конфетки, шоколадки обернуть мы можем.

Тонкая, печатная – в типографии живу,

Книги и газеты всем людям я дарю.

Красивая, приятная, на ощупь очень мягкая.

Принцесса я бумажная – я бархатная, важная.

- А давайте поиграем с бумагой:

Разноцветная юла

Из оставшихся кусочков картона после вырезания мы с вами сделали и разукрасили кружочки, теперь в дырочку в центре вставим зубочистку и раскрутим на столе. Получилась маленькая юла.

Сильный мостик

На два кубика положить листок в виде мостика и поставить посередине матрёшку – она упадёт вместе с листком. Но если листок сложить гармошкой, то мостик станет крепким.

Хоть не сильный я сейчас, но сложи гармошкой,

И смогу я выдержать крупную матрёшку.

Распускающийся цветок

Вырезать из бумаги цветы и загнуть все лепесточки внутрь цветка (закрытые бутоны). Кладём цветы на поверхность воды – лепестки раскрываются и цветы полностью распускаются в воде.

Если я в воде намокну, то расправлюсь ровно,

Буд то в озере кувшинки расцвели на зорьке.

-Ребята, а ни эти ли листочки бумаги ищет коллекционер? Давайте мы их сложим в эту картонную почтовую коробку, а Печкин её отправит по адресу коллекционеру. (Запечатывают посылку и передают Печкину)

Публикации по теме:

«Строим мост из бумаги для машины». Экспериментальная деятельность детей«Строим мост из бумаги для машины». Экспериментальная деятельность детей Цели: - изучение с детьми свойств бумаги; - формировать у детей желание экспериментировать и больше узнавать; - развивать у детей логическое.

Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги»Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: - вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; - выяснить.

«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе День науки и творчества в старшей группе «Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии» Воспитатель Зайцева Н. И. Цель: Развивать у детей.

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Вода- растворитель» с использованием ИКТ»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Вода- растворитель» с использованием ИКТ» Дети очень любят экспериментировать с абсолютно любыми материалами. Задача педагога сделать эту работу не только интересной для детей, но.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода». Опытно-экспериментальная деятельность ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА». ЦЕЛЬ: расширять представления детей о разнообразных свойствах воды в жидком состоянии Образовательные задачи:.

Опыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детей Цели: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - закрепление и обобщение знаний о различных свойствах бумаги;.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Крахмальный клей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №32 Экспериментальная исследовательская.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Весенние явления» Эксперименты в старшей группе «Фантазеры» на тему: «Мы исследователи» (Весенние явления). ТАЯНИЕ СНЕГА. Цель: Подвести детей к пониманию.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»
Опубликовано: 20 января 2018 в 17:26
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...