Получи документы

Экспериментальная программа логоритмики. Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса

Харина Марина Михайловна
Экспериментальная программа логоритмики. Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса

Экспериментальная программа логоритмики, музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи. Просто, интересно и эффективно

ОНР — это сложное речевое расстройство, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При данном нарушении у детей наблюдается ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, и несформированность семантических полей, а также трудности актуализации словаря [1, с. 71].

Публикация «Экспериментальная программа логоритмики, Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса» размещена в разделах

Этап обогащения словарного запаса у детей с ОНР – сложный, однообразный и длительный процесс, от которого зависит, будет ли ребенок в свободной, спонтанной речи использовать многообразие слов, уметь произносить и знать их значение [3, с. 16].

При использовании традиционных методик по обогащению словарного запаса не удается достигнуть глубокой вовлеченности дошкольника в данный процесс, вызвать интерес. Логоритмика позволит сделать процесс обогащения словарного запаса наиболее интересным и эффективным. Так же помимо заинтересованности детей к обогащению словарного запаса, при работе с музыкально-ритмическим комплексом у ребенка развивается мелкая и общая моторика, формируются фонематические процессы. Музыка благоприятно влияет на внутренний мир человека и приносит ему удовольствие.

Изучение вопросов эффективности логоритмики как средства обогащения словарного запаса, привели к созданию музыкально-ритмического комплекса, который включал в себя два этапа. Подбирался музыкальный материал (музыкально – ритмические композиции, состоящие из соответствующих, перспективному плану, лексических тем, и разрабатывались двигательных упражнений, позволяющие выполнять движения под пропеваемые песни. Музыкальный материал, в соответствии с лексическими темами, содержит в себе большое количество разных частей речи, таких как имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения и наречия. После каждой музыкально – ритмической композиции дается перечень вопросов для беседы с детьми по закреплению пропетого материала в соответствии с темой музыкального занятия.

Реализация программы предполагает наличие оборудования в виде музыкального носителя, музыкального зала, что позволяет обеспечить: высокую активность и заинтересованность детей; комплексное воздействие на развитие ребенка; более экономное использование учебного времени.

Вся работа проводится в форме музыкальных занятий. Экспериментальная программа предполагает вовлечение в коррекционную работу музыкальных руководителей. Основными направлениями работы по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи посредством логоритмики для учителя – логопеда и музыкального руководителя стало :

1. Подбор музыкального материала для обогащения словарного запаса у детей с нарушениями речи.

2. Разработка перспективного планирования педагогической работы по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи с помощью логоритмики.

3. Проведение консультаций для музыкальных руководителей по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи с помощью логоритмики.

4. Обогащение словарного запаса с помощью логоритмики на музыкальных занятиях.

Первое занятие – ознакомительное, на котором детям дают прослушать несколько песен, после чего просят повторить вместе с музыкальным руководителем. Также музыкальный руководитель показывает соответствующие песне движения. После исполнения музыкально- ритмических композиций дети под руководствам музыкального руководителя проговариваю знакомые слова, а также знакомятся с новыми и раскрывают их значения. В качестве домашнего задания дается песенный материал для заучивания слов и движений. Второе занятие - закрепление уже знакомого песенного материала, беседа с музыкальным руководителем по соответствующей теме и изучение новых песен. Пример музыкально – ритмической композиции, по лексической теме: «Лето».

«Какого цвета лето»

Исполнитель: солисты ДМЦ «Волшебный микрофон».

Куплет.

Какого цвета лето?

Оно голубого цвета.

Как только день наступает,

Вода голубым сияет.

Это наше лето оно голубого цвета.

Дети ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи, затем тянутся руками вверх, и разводят их в стороны, шагают на месте, хлопая в ладоши.

Куплет 2.

Какого цвета лето?

Оно зелёного цвета.

В листву молодую одето,

Гуляет зелёное лето.

Это наше лето оно зелёного цвета

Дети тянут руки вперед, изображая крону деревьев.

Куплет 3.

Какого цвета лето?

Оно золотого цвета.

Золотом в небе блистает,

И на лугах расцветает.

Это наше лето оно золотого цвета.

Это лето, лето, лето

Оно разноцветного цвета.

Дети тянут руки в стороны, медленно поднимая их вверх.

Лексический материал.

Имена существительные: Лето, цвет, день, вода, листва, небо.

Имена прилагательные: Голубой, зеленый, молодой, золотой, разноцветный.

Глаголы: Сиять, гулять, блистать, расцветать.

Местоимения: Оно.

Вопросы для заключительной беседы с детьми.

1. Ребята, о чем поется в песне? О лете.

2. Про какие цвета лета поется в этой песне? Голубой, зеленый, золотой.

3. Что происходит с природой, когда наступает лето? Сияет вода, луга расцветают луга и

Таким образом, можно сделать вывод, что использование целого комплекса музыкально – ритмических произведений будет способствовать обогащению словарного запаса у детей с ОНР, и повышению эффективности логопедической работы и может быть использована в системе дошкольных учреждений учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Список использованной литературы:

1. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, Пролетарский светоч, 2007. 71 с.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2002.

3. Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Дрофа, 2009. 16 с.

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Комплекс музыкально-игровой утренней гимнастики в 1–2 младшей группеКомплекс музыкально-игровой утренней гимнастики в 1–2 младшей группе Работая с детьми младшего возраста, я готовила комплексы музыкально-игровой утренней гимнастики. Деткам очень нравилось делать гимнастику.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Сказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детейСказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детей Сказки просто необходимы дошкольникам для развития воображения и восприятия художественных произведений. Сказка помогает формировать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная программа логоритмики. Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 15:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД