Светлана Юнусова
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях между ребенком и взрослым. Ребенок активен в выборе содержания своего образования и является полноценным участником образовательных отношений. Сегодня ребенок – это творческая личность с активной жизненной позицией, со своим отношением к тому или иному вопросу, с собственным мнением, которое взрослые должны принимать и учитывать.
И только при таком подходе, мы сможем получить творческого деятеля, увлеченного, интересующегося, наблюдательного, с жаждой познания окружающего мира.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень важно, чтобы ребенок в процессе получения знаний, умений и навыков активно в этом участвовал, выдвигал свои предположения, искал пути решения проблемной ситуации, сам делал выводы. Обучение должно быть проблемным. Знания не даются готовыми, ребенок их получает сам в процессе поиска и именно такие знания являются более прочными.
Что слышу – забываю,
Что вижу – я помню,
Что делаю – я понимаю.
Конфуций
В настоящее время одним из главных направлений развития ребенка является интеллектуальное развитие личности, его познавательной активности. Одним из эффективных способов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников считаю экспериментально – исследовательскую деятельность.
Ребенок является по своей природе исследователем, он любознателен, жаждет новых открытий. И эта особенность присуща ребенку с раннего возраста (ребенок бросает игрушку на пол и смотрит, что произойдет, ребенок рвет бумагу, ребенок наблюдает за рыбками в аквариуме и т. д.). Наша задача не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ей развиваться, а с ней и формировать познавательные интересы ребенка.
Технология
Моя работа по организации экспериментально – исследовательской деятельности осуществляется на протяжении 4 лет.
Так как, интерес к экспериментированию у детей возникает с раннего возраста, небольшие эксперименты мы с детьми начали проводить уже, начиная со второй младшей группы. Они были часто спонтанными в свободной деятельности детей. Когда, например, ребенку, играющему в песочнице, предлагалось сравнить песок мокрый и сухой, и ребенок делал выводы, что для того, чтобы слепить «пирожки», нужно намочить песок.
В средней группе происходит обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных материалов, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
В связи с этим группе была организована кружковая работа. Программа кружка «Юные исследователи» рассчитана на 3 года (со средней до подготовительной группы). Занятия проводятся в «Лаборатории», где имеются необходимые образцы материалов для исследования, приборы и инструменты. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по подгруппам 7-10 человек и направлены на познание живых и неживых объектов окружающего мира. Одним из требований к содержанию исследовательских занятий является ориентация их на интересы и потребности детей, связь с предыдущим опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемы, активной деятельности детей по решению проблемы. Для мотивации и поддержания интереса детей используется игрушка Лунтик. Дети рассказывают ему, почему исчезают лужи после дождя, учат выращивать цветы и т. д.
У детей старшего дошкольного возраста еще более углубляются представления детей об окружающем мире, у детей уже накоплен опыт. Эксперименты еще более усложняются по содержанию и методике проведения. В этом возрасте инициатива принадлежит детям. Дети сами могут спрогнозировать результат, обладают умением сами фиксировать результат своего исследования.
В организованной в группе «Лаборатории», дети в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы: рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить. Уголок пополняется материалами в зависимости от возраста детей.
Эксперименты, которые мы проводим с детьми могут быть краткосрочными и долгосрочными наблюдениями.
Бывает так, что проблемная задача возникает спонтанно, например, во время прогулки. У ребенка возникает вопрос, например, почему трава растет не везде. Воспитатель предлагает исследование: берет лопатку и пытается вскопать землю на разных участках, дает попробовать ребенку ощутить разницу. Из чего делается вывод, что там, где земля рыхлая, травка хорошо растет, а там, где человеку не под силу поднять, травке тем более не пробиться, поэтому ее там и нет.
Исследовательская деятельность не ограничивается работой только кружка, она входит во все образовательные области (когда ребенок сам путем смешения цветов получает нужный цвет, когда ребенок пытается аргументировано доказать, что сейчас весна, а не другое время года и т. д.).
Кроме того, я в работу часто включаю проектную деятельность, благодаря которой есть возможность активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Ребенок вместе с родителями находит пути решения проблемы и решает ее (например, дети вместе с родителями ищут в разных источниках информацию и проводят исследования и эксперименты дома по вопросам : почему в холодильнике холодно? почему звезды не падают? почему радуга цветная)
На проекты мы часто выходим спонтанно, исходя из интересов детей. Когда ребенок задает вопрос, педагог предлагает провести исследование дома вместе с родителями и результаты представить всем детям группы в виде описания словесного, рисунка, схемы и т. д.
Часто по окончании проектов проводятся совместно с родителями праздники, развлечения (например, «День Нептуна»).
Кроме того, чтобы повысить компетенцию родителей, мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению «Лаборатории», пополнению материалами ( вместе собираем разные коллекции: семян, растений.)
Взаимодействие с родителями увеличило интерес детей к исследовательской деятельности.
Заключение.
Апробированная система по развитию экспериментально - исследовательской деятельности доказывает свою эффективность. Экспериментальная работа стимулирует детей к исследованию природы, к получению новых знаний. В результате организации экспериментально – исследовательской деятельности, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется живой интерес к поиску новых знаний. У детей расширяется кругозор, обогащаются знания о живой и неживой природе, о природе многих вещей окружающего нас мира, о взаимосвязях. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы. Развиваются личностные качества такие, как инициативность, целеустремленность, креативность. Кроме того эта система полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым ФГОС.