МААМ-картинки

Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности

Лукова Олеся
Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности

Экспериментальной базой исследования выступал МБДОУ Детский сад № 9 «Звёздочка» г. Елизово. Дети, посещающие обычное дошкольное учреждение составили контрольную группу (20 человек). Исследование проводилось в апреле 2022 г.

В нашей работе были использованы следующие методики; «Нарисуй что-нибудь» (автор Немов Р. С., методика Вартега «Круги»

Методика "Нарисуй что-нибудь".

Основание: Реализация воображения в изобразительной деятельности.

Публикация «Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности» размещена в разделах

Цель: сделать вывод об особенностях воображения ребенка в изобразительной деятельности.

Материал: Лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция. Ребенку дается необходимый материал, предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное удивительное на тему – космос. Пользоваться простым карандашом ребенку не обязательно.

Обработка данных. Оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям. Обработка данных осуществляется по десятибалльной системе:

10 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за все время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень низкий.

Методика Вартега «Круги»

Данная методика позволяет диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (рисовании, и сделать вывод об уровне развития воображения

Инструкция. На бланке нарисовано несколько кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов:

1. подсчитывается показатель по беглости мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.

2. гибкости мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.

Рисунки группируются по классам:

- природа

- предметы быта

-наука и техника

- спорт

- декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения)

-человек

- экономика

- Вселенная

3. Оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

2.2. Результаты исследования.

Экспериментальное исследование проводилось с целью определения уровня воображение в изобразительной деятельности дошкольника.

Результаты, полученные с помощью методики Р. С. Немова, были обработаны и представлены в виде таблиц.

Таблица №1.

Результаты по методике Р. С. Немова испытуемых группы

МДОУ «Звёздочка»

№ Ф. И. Баллы Выводы об уровне развития воображения в изобразительной деятельности

1. А. П 8-9 Высокий показатель

2. В. В 5-7 Средний показатель

3. Г. А 3-4 Низкий показатель

4. З. П 5-7 Средний показатель

5. З. А. 5-7 Средний показатель

6. С. М. 3-4 Низкий показатель

7. С. И. 5-7 Средний показатель

8. И. Д. 3-4 Низкий показатель

9. М. О 5-7 Средний показатель

10. М. М. 3-4 Низкий показатель

11. Р. А. 3-4 Низкий показатель

12. С. Д. 5-7 Средний показатель

13. С. Е. 5-7 Средний показатель

14. З. Е. 5-7 Средний показатель

15. Р. Д. 3-4 Низкий показатель

16. С. Р. 5-7 Средний показатель

17. М. С. 8-9 Высокий показатель

18. Х. Э. 5-7 Средний показатель

19. М. К. 5-7 Средний показатель

20. Ф. А. 3-4 Низкий показатель

Как видно из таблицы особенности воображения детей контрольной группы в изобразительной деятельности имеют средние показатели. Дети придумали и нарисовали, в основном, простые рисунки, не являющиеся совершенно новыми. Можно отметить и скудность рисунков по цветовой гамме.

Далее приведём результаты по методике Вартега «Круги». Результаты испытуемых были представлены в виде таблицы № 2.

Таблица № 2

Результаты испытуемых группы.

Параметр Ф. И.

А. П. В. В. Г. А. З. П. З. А. С. М. С. И. И. Д М. О М. М.

Гибкость 3 4 3 3 3 4 3 3 3 3

беглость 4 5 3 3 4 4 3 3 4 3

Параметр Ф. И.

Р. А. С. Д. С. Е. З. Е. Р. Д. С. Р. М. С. Х. Э. Ф. А. М. К.

Гибкость 3 4 3 3 3 4 3 3 3 3

беглость 4 5 3 3 4 4 3 3 4 3

Вывод по методике: средний показатель гибкости – 3,2; беглости – 3,6

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Использованные нами методики: «Нарисуй что-нибудь» ( автор: Немов Р. С., методика Вартега «Круги» позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (рисовании).

2. По уровню развития изобразительной деятельности, можно предполагать уровень развития воображения и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

3. Регулярные занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию такого важного познавательного процесса как воображение.

Заключение.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Именно поэтому, проблема развития воображения детей является одной из значимых в ряде вопросов развития ребенка. Этот психический процесс неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности и поведения в целом.

Воображение детей представляет собой определенную систему, умелое использование которой может привести к раскрытию благоприятных подходов в обучении и воспитании. Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. В этом возрасте, следует уделять большое внимание этому развитию, так как в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением интереса к творчеству, снижаются возможности и в других сферах познавательной деятельности детей.

Для изучения проявлений воображения дошкольников в изобразительной деятельности и общего уровня воображения были использованы следующие методики: «Нарисуй что-нибудь» ( автор: Немов Р. С., методика Вартега «Круги».

В исследовании были получены и проанализированы результаты, подтверждающие взаимозависимость воображения и изобразительной деятельности. Было установлено: развитие воображения и развитие изобразительной деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития изобразительной деятельности, можно предполагать уровень развития воображения и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком. В основном, ребенок со средним уровнем развития изобразительной деятельности – показывает средний уровень развития воображения, с высоким уровнем – высокий, с низким – низкий. Соответственно регулярные занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию и развитию воображения детей дошкольного возраста. Учитывая, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения, то изобразительной деятельности в этот возрастной период следует отвести важную роль. Именно разнообразная изобразительная деятельность должна стать основой формирования и развития воображения. Эту деятельность взрослым следует специально организовывать для детей, продумывать ее разнообразные формы и виды.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.) Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.) По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Фотоотчет «Успехи дошколят в конкурсе районного уровня»Фотоотчет «Успехи дошколят в конкурсе районного уровня» Воспитанники средней группы «Б» детского сада №2 «Малышок» города Грязи Липецкой области приняли активное участие в творческом конкурсе.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности
Опубликовано: 16 августа 2022 в 11:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД