МААМ-картинки

Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

татьяна краснова
Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение оптимизации коррекционной работы по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из основных проблем современной педагогики и логопедии. Вопрос развития коммуникативной компетентности относится к числу трудных навыков, формируемых медленно и требующих организации систематической работы. Концепция модернизации современной системы образования базируется на признании права на развитие и самореализацию любого ребенка, независимо от его способностей. Вопросы оптимизации коррекционной работы с данной категорией детей широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Но в работе современных педагогов сегодня отсутствует системность, не учитываются индивидуальные особенности, потребности и возможности воспитанников с ОНР в вопросе овладения ими коммуникативными навыками, имеется скудный практический материал.

Публикация «Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Коммуникативная компетенция – это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента, свидетельствующих о развитии навыков коммуникации : познавательный, эмоциональный, поведенческий. Взаимодействие означает процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т. п. Формирование навыков коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками – важное условие нормального психологического развития ребенка дошкольного возраста.

Целью проведенного нами исследования было изучение особенностей развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми без речевых нарушений для дальнейшего поиска возможностей ее формирования в процессе их взаимодействия со сверстниками:

- изучение степени развития познавательного компонента коммуникативной компетентности, проявляющегося в знании норм поведения, средств осуществления совместной деятельности, способов решения проблемных ситуаций, оценки личностных качеств сверстников и собственных, понимания внутренних причин поступков и отношений людей;

- изучение степени развития эмоционального компонента коммуникативной компетентности, проявляющегося в умении и навыках отношения к сверстнику как к равноценной себе личности, ориентировке на его эмоциональные состояния, желания, интересы; эмоциональной идентификации с состоянием оппонента, проявлении позитивных эмоций, просоциального поведения во взаимоотношениях с окружающими;

- изучение степени развития поведенческого компонента коммуникативной компетентности, проявляющегося в объективной оценке себя и сверстника, контроле за собственным поведением и эмоциями, в способности к ролевому поведению.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базах МБДОУ «Детский сад № 95 «Алёнушка» и МБДОУ «Детский сад № 104» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 6-7 лет: 30 детей с ОНР (II и III уровня речевого развития) и 30 детей без нарушений речевого развития.

Для достижения поставленной цели был подобран и использовался комплекс диагностических методик, позволяющих сделать выводы об общем уровне сформированности коммуникативной компетентности участников исследования.

На первом этапе исследования было проведено изучение познавательного компонента коммуникативной компетентности. Для оценки сформированности данного компонента использовалась методика «Неоконченные ситуации» (авторы А. М. Щетинина, Л. В. Кирс).

Цель методики: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм, собственных и чужих ценностных ориентаций.

На материале ответов, в виде дополнения 9 неоконченных ситуаций, данная методика позволила провести изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы. В процессе анализа результатов учитывался характер поступка и его аргументация. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно было судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка – об осознании этой нормы.

Высокий уровень(3балла) : ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень(2балла) : ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень(1балл) : ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Очень низкий уровень(0баллов) : ребенок не понимает задания или отказывается от ответа.

Сумма баллов по всем ситуациям позволяла сделать вывод об уровне сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции :

0-8 баллов – низкий уровень;

9-17 баллов – средний уровень;

18 – 27 баллов – высокий уровень.

Вторым этапом исследовательской работы было выявление уровня сформированности эмоционального компонента коммуникативной компетенции, для этого была использована методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В. М. Минаевой.

Цель методики: понимание детьми эмоционального состояния людей.

Детям предлагалось найти ответы на вопросы двух серий. Учитывались особенности изложения своей точки зрения, уровень понимания собственных эмоций, точность, полнота использования лексики, грамматическое оформление предложений, интонационная выразительность, активность ребенка, понимание инструкции и т. д.

Результаты ответов дошкольников оценивались по 3-х бальной шкале:

3 балла – полное, самостоятельное, логическое изложение своей точки зрения; высокий уровень понимания собственных эмоций; точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка, понимание инструкции с первого раза.

2 балла – понимание инструкции, средний уровень понимания и воспроизведения собственных эмоций, отдельные неточности, затруднения в обосновании мнения, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок.

1 балл – низкий уровень эмоционального развития, путаница в восприятии; нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.

0 балла – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий.

Сумма баллов за все задания двух серий позволяла сделать вывод об уровне эмоционального компонента коммуникативной компетенции :

0-15 баллов – низкий уровень;

16 – 31 балл – средний уровень;

32 – 48 баллов – высокий уровень.

Заключительным этапом опытно – экспериментальной работы была оценка критерий сформированности поведенческого компонента коммуникативной компетентности. В связи с этим, в работе использовалась методика «Диагностика изучения навыков общения со сверстниками» авторов И. А. Орловой и В. М. Холмогоровой.

Цель: выявить уровень форсированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.

Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагалось использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служили такие параметры общения как:

- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и

участвует в них).

Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

Шкалы оценки параметров в балловой системе (от 1 до 3 баллов). По результатам суммы всех баллов проводилась оценка уровня сформированности поведенческого компонента коммуникативной компетенции дошкольников : низкий уровень общения характеризовался слабой выраженностью всех параметров, уровень общения оценивался как средний, если большинство показателей всех параметров имели средние значения, высокий уровень общения, если по большинству из параметров ребенок получил высшие баллы.

Результаты диагностики показали, что большинство воспитанников экспериментальной группы (73% и 20%) показали средние и высокие результаты сформированности познавательного компонента, и 7% показали низкий результат. В контрольной группе 67% воспитанников показали высокие результаты, остальные 33% – средние. Таким образом, можно сделать вывод, что понимание и принятие социальных нравственных норм поведения, ценностные ориентации у воспитанников с ОНР ниже, чем у их сверстников контрольной группы.

Ответы по рассматриваемым ситуациям позволили отметить, что большинству воспитанникам с ОНР доступны такие нормы поведения, как сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, но они домысливают поступок, но не могут аргументировать его. Некоторые воспитанники с ОНР совсем не поняли суть ситуаций и отказались дать ответ, отмалчиваясь или отвечая «я не знаю». Но большинство детей убедили нас, что знакомы с понятиями нравственности, доброты, взаимоуважения; они готовы уступить, проявить эмпатию, но в силу своего недостаточного речевого развития, не могут объяснить поступок, аргументировать его. Были и дети, которые дали ответы, свидетельствующие о неком эгоизме, собственничестве, невнимательности к другим.

Старшие дошкольники с ОНР, в целом, умеют проявлять сочувствие, эмпатию, но не способны быстро оценить ситуацию в конфликтах и обладают более низкими коммуникативными навыками к взаимодействию со сверстниками.

Результаты 2 этапа диагностической работы свидетельствуют о том, что большинство участников с ОНР (60%) показали средний уровень сформированности эмоционального компонента коммуникативной компетенции, 27% показали низкие результаты и только13% справились с заданием с высокими показателями. Преимущественное большинство дошкольников без нарушений речевого развития (80%) показали высокие результаты, только 17% – средние и 1 ребенок получил низкие результаты. Таким образом, и по результатам этой методики диагностики, были получены данные, показывающие значительную разницу в результатах двух групп.

Можно сделать вывод, что всех воспитанников с ОНР характеризует невысокий социальный и речевой опыт восприятия, осознания и воспроизведения эмоций и чувств других людей. В понятиях, которые означают эмоции, у детей с ОНР выделяются, чаще несущественные признаки эмоциональных явлений, а содержится обобщение тех ситуаций, в которых возникли эти эмоции. Старшие дошкольники с ОНР, в целом, способны понять ситуацию, в которой возникла эмоция через отношения с другими людьми, но затрудняются воспринимать свое поведение в этой ситуации и описать переживание своих чувств. Воспитанники с ОНР испытывают трудности с одновременным учетом как ситуации, так и экспрессии в понимании состояний других людей. В основном, они используют в своей речи общеупотребительные стилистически нейтральные слова, а использование эмоционально-оценочной лексики фрагментарно и выборочно. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР часто использовали безоценочные слова «хорошо», «плохо». В речи таких детей не использовались эстетические оценки, они заменялись общеоценочными словами. Также в исследуемой группе не отмечалась общая эмоциональность речи, дети практически не использовали междометия. Дети мало говорят, но больше жестикулируют, ищут слово, которое бы высказало их эмоцию, но из-за бедности словаря, не всегда могут высказать задуманное.

Данные исследования на 3 этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что общий уровень поведенческого компонента коммуникативной компетенции воспитанников с ОНР несколько ниже, чем у их сверстников без нарушений речевого развития. Лишь 3% детей с ОНР показали низкий результат, 54% – средний, 43%- высокий. В контрольной группе 13% дошкольников показали средние результаты, 87% – высокие, низких результатов не выявлено. Нам кажется, что такие неплохие результаты показали дети с ОНР в силу того, что воспитанники находятся на третьем году обучения в логопедических группах, в подготовительной к школе группе. За эти годы они смогли сдружиться, у них образовались свои компании по интересам, а также уровень их речевого развития повысился с I-II до II -III. Одним из параметров показателей общения детей со сверстниками оценивался интерес к сверстнику. Общие наблюдения за дошкольниками с ОНР, а также беседы с воспитателями и логопедами данных логопедических групп показали, что большинство дошкольников с ОНР занимают пассивную позицию, неохотно вступают во взаимодействие с другими детьми а, тем более, с компанией детей. В целом, большинство детей с ОНР обращают внимание на яркое поведение сверстников, тем не менее, не могут быть охарактеризованы как активные и отзывчивые: такие дети могут улыбаться, с интересом посматривать, но оставаться в стороне.

Воспитанников с ОНР также характеризует низкая инициативность. Большинство детей редко первыми вступают во взаимодействие, отсиживаются, стараются уединиться. Такие дети чаще всего ждут инициативы более смелых сверстников или участия взрослого. Но есть и такие, кто постоянно проявляет, можно сказать, излишнюю активность, и многие из ребят тяготятся таким поведением инициативных сверстников. Все дети с ОНР отличаются и невысоким уровнем чувствительности, либо не желают действовать совместно, либо присоединяются, но не умеют подстроиться под действия инициатора игры, не осознают его целей и не придерживаются правил, и поэтому совместная деятельность носит кратковременный характер, обычно заканчиваясь ссорой или жалобами воспитателям. Воспитанники с речевыми нарушениями могут, порой, принимать участие в любых инициативах других детей, но все равно продолжают игру автономно, с учетом только своего интереса, не обращая никакого внимания на правила или темп игры других детей. Такие результаты подтверждают полученные по другим методикам результаты о низком уровне эмпатии детей к сверстникам. Дети с ОНР также отличаются узостью использования мимических средств, низким уровнем просодической стороны речи. В отличие от них, дети контрольной группы более эмоциональны, могут быстро включиться в общую игру, их речь более ярко окрашена интонационно. Активной речью, как средством общения, нам кажется, дети ОНР третьего года обучения овладели, но она не имеет должной эмоциональной окраски, хотя они и общаются фразами, но они бедны, односложны.

Результаты исследования также показали, что уровень развития поведенческого компонента коммуникативной компетенции у воспитанников с ОНР существенно ниже возрастной нормы.

Итак, рассмотрев основные компоненты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, можно сделать общие выводы. Они представлены в таблице.

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Познавательный Эмоциональный Поведенческий

Общие результаты

диагностики

коммуникативной

компетентности Познавательный Эмоциональный Поведенческий

Общие результаты

диагностики

коммуникативной компетентности

Высокий уровень 20% 13% 43% 25% 67% 80% 87% 78%

Средний уровень 73% 60% 54% 63% 33% 17% 13% 21%

Низкий уровень 7% 27% 3% 12% 0% 3% 0% 1%

Таблица 1. Общие результаты диагностики компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием.

Наглядно результаты можно представить на рис. 1.

Рисунок 1. Уровни развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормой речевого развития.

Выводы

По сводным данным Таблицы 1 уровней развития познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности в процентном соотношении, позволили сделать вывод об общем уровне развития коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР в сравнении с дошкольниками той же возрастной группы с нормальным речевым развитием: развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР находится на низком и среднем уровне, не достигая возрастной нормы.

Таким образом, результаты сравнительного исследования свидетельствуют о неполноценном развитии коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, что актуализирует проблему поиска возможностей ее формирования во взаимодействии со сверстниками.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 23:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД