Получи документы

Экспериментирование детей

Жанна Гудыма
Экспериментирование детей

Экспериментирование детей

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Публикация «Экспериментирование детей» размещена в разделах

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Опыты для дошкольников с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разработал И. С. Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занимались С. Н. Николаева.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретики дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольного учреждений.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Мы любим все красивое ведь «Красота – спасет мир», мы любим все яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложен генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Инновационная направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Эксперименты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Работа ориентирована на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентности в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет: активизации исследовательской деятельности детей.

Содержание работы:

Модель

интеграции образовательных областей при реализации проекта

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умей открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.

Экспериментирование – понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания

-предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию

-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности

-предполагает построение процесса обучения дошкольника на адекватных возрасту формах работы с детьми

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

Принцип активного обучения

-предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия узнают новое путем решения доступных проблемных задач

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников способствующих развитию у детей самостоятельности инициативы творчества.

Принцип креативности

-предусматривает выращивание у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.

принцип результативности

-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

В воспитании детей самоценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы наша совместная деятельность приносила детям только положительные эмоции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование детей
Опубликовано: 19 мая 2015 в 14:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД