Анна Раева
Экспериментирование в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Кавказская пословица гласит: «Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться». Если слово закрепить делом, процесс усвоения будет более эффективным. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Публикация «Экспериментирование в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Основная цель экспериментальной деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- создание условий для экспериментирования : зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. д.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями.
Процесс экспериментальной деятельности желательно проводить в течение всего дня. В свободной деятельности дети используют игры с песком, карты – схемы, рассматривание альбомов с объектами неживой и живой природы.
В игровой деятельности дети закрепляют знания о песке. Выкладывают формы из влажного песка («Испечем мы пирожки») самостоятельно определяют качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получают знания о свойствах воды — окрашивается («Радуга в стакане», превращается в лёд («Какая разная вода», растворяет в себе другие вещества, проводят опыт «тонет - не тонет» и т. д.
Выступая как партнер, в непосредственно образовательной деятельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: «Куда уходит вода после дождя?», «Почему на дне океана темно?». Затем совместно с детьми делаем выводы.
Прочитав стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет», ставим проблемную ситуацию: Утонет ли резиновый мячик? После просмотра мультфильма «Чебурашка и Гена чистят речку» мы решили сделать фильтр и самостоятельно очистить воду. А из мультфильма «Лунтик и его друзья» (Лед и Прорубь) узнали о свойствах льда и как зимуют жители водоемов.
Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я провела консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему». Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.