Валентина Куцанкина
Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие исследовательской активности старших дошкольников.
Задачи: развивать элементарную поисковую деятельность старших дошкольников; познакомить детей с воздухом; помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что он прозрачный, «невидимый».
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Материал и оборудование: емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребенка, воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миска с водой, мяч (надувные игрушки, полиэтиленовый пакет (резиновые перчатки).
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. Мы будет сегодня исследователями, которые проводят опыты. А изучать мы будем воздух.
Основная часть.
Опыт 1. Воспитатель показывает детям пустой стакан и спрашивает, есть ли в нем что-нибудь. Затем дошкольники внимательно изучают свои стаканчики и отвечают на тот же вопрос. Воспитатель предлагает проверить, действительно ли стаканчики пустые.
Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в емкость с водой. При этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Воспитатель обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Все вместе делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Воспитатель: Повторим предыдущий опыт, предварительно закрепив при помощи кусочка пластилина на дне стакана кусочек бумаги, ткани или ваты. Воспитатель дает детям потрогать их до опускания стакана в воду и после, обсуждает, почему бумага (ткань) не намокла. Дети в обсуждении используют результаты первого опыта.
Опыт 3. Воспитатель: Еще раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? (ответы детей). Правильно, видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?
Опыт 4. Критерии уровня сформированности исследовательской активности у старших дошкольников :
– практическая готовность к исследованию;
– мотивация по отношению к исследовательской деятельности;
– умение видеть проблему исследования, ее цель и задачи.
– проявление креативности в осуществлении исследовательской деятельности;
– проявление самостоятельности при осуществлении исследовательской деятельности.
Уровни сформированности исследовательской активности у старших дошкольников :
Низкий уровень: ребенок не имеет представлений об исследовательской деятельности; не выражена мотивация ребенка по отношению к исследовательской деятельности; не видит проблему исследования, ее цель и задачи; не проявляет креативность в осуществлении исследовательской деятельности; не самостоятелен при осуществлении исследовательской деятельности.
Средний уровень: ребенок стремится к исследовательской деятельности. При выполнении самостоятельной работы опирается на помощь взрослого; находит проблему исследования, ее цель и задачи при подсказке взрослого; на начальном этапе исследовательской работы способен выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию взрослого, но испытывает трудности; не ярко выявлена мотивация к исследовательской деятельности; не проявляет креативности и самостоятельности при осуществлении исследовательской деятельности.
Высокий уровень: ребенок готов к практической исследовательской деятельности: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской деятельности, ярко выражено желание быть самостоятельным. Ребенок видит проблему исследования, понимает ее цель и задачи ( умеет ставить вопросы: «Зачем я это делаю?», «Какие результаты хочу получить?» и пр.). При выполнении исследовательской работы демонстрирует самостоятельность, креативность, высокие результаты.
.
Опыт 5. Воспитатель ставит перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предлагает выдуть через трубочку для коктейля мыльные пузыри. Затем обсуждает с детьми, почему пузыри называются мыльными, что внутри их и почему они такие легкие, летают.
Опыт 6. «Воздух легче воды». Воспитатель предлагает детям «утопить» мячи и надувные игрушки, затем обсуждает с детьми, почему эти мячи и игрушки не тонут в воде.
Опыт 7. «Как поймать воздух?». Воспитатель предлагает детям «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет (помнит о безопасности). Дети работают, одев резиновые перчатки, пользуясь тонкой тканью. Затем определяют, что воздух «пойман».
Опыт 8. «Можно ли взвесить воздух?». На середину палки закрепляется веревочка, к обоим концам ее привязывается два одинаковых воздушных шарика. Подвешивается палка за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Воспитатель предлагает детям подумать, что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом (иголкой).
Дети: «Из шарика выйдет воздух, и он поднимется вверх».
Воспитатель: Почему? Шарик без воздуха стал легче.
Подобным образом проделывается опыт с другим шаром. Заключительный этап, рефлексия. Воспитатель стимулирует размышления детей о том, почему следует беречь и охранять чистоту воздуха.