МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования

Ирина Козлова
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Публикация «Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, можно выделить следующие цели и задачи в работе по исследовательской деятельности:

1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

2. Формировать у детей представления об окружающем мире.

3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

В нашей группе познавательно-исследовательская деятельность с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю во второй половине дня, а также в форме партнерства взрослого и ребенка во время прогулки, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Работа по экспериментальной деятельности с детьми проводится по трё м взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.

3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

При выборе темы соблюдаем следующие правила:

Тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка.

Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

В результате исследовательской деятельности:

1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;

об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;

о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

3. Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 22 мая 2020 в 00:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД