Зинаида Сафонова
Эксперименты «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперименты «Воздух»
«Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям. Прослеживая дальнейший жизненный путь наших выпускников, мы слышим из уст родителей слова благодарности за то, что наши дети оказываются среди первоклассников очень компетентными на уроках по окружающему миру, могут уверенно реализовывать свои знания и чувствуют себя успешными учениками; их речь насыщенна научными терминами, они умеют оперировать сложными предложениями, логически выстраивают свои умозаключения, так как они уже в дошкольном возрасте освоили доступные способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация) познакомились со способами получения информации как из семьи, так и из открытого информационного пространства, они научились устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире».
Публикация «Эксперименты „Воздух“» размещена в разделах
Эксперименты по теме «Воздух»
Категория детей: средняя группа.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомление детей с понятием «воздух» через детское экспериментирование;
- познакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Развивающие задачи:
- развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, аквариум, компрессор, камушки, игрушка «Пятачок», салфетка каждому ребёнку.
Сюжетная линия (игровая мотивация) : в гости пришел Пятачок. Надо ему помочь разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный.
Ход занятия:
Воспитатель (далее В) : Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость (показываю игрушку Пятачок). Ой, дети, а кто это?
Дети (далее Д) : Пятачок!
В: Молодцы! Правильно! Давайте с ним поздороваемся.
Д: Здравствуй, Пятачок!
В: Дети, а вы помните из какой сказки он пришел?
Д: «Сказка про Винни-Пуха».
В: Ребята, Пятачок пришёл не просто так. Ему нужна ваша помощь! Надо разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный (показываю поочередно плотно надутый и сдутый шарики). Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что шарик сдулся, в нём нет воздуха).
В: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Д: Надо его еще надуть.
В: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Д: Воздух.
В: Откуда же берётся в шарике воздух?
Д: Мы его туда вдохнули.
В: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Д: (предлагают свои варианты).
В: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?
Д: Предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что это движение воздуха).
В: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?
Д: Нет.
В: Если вы его не видите, значит, он какой?
Д: Невидимый.
В: А ты, Тимофей, как думаешь? А ты, Света?
Пятачок: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
В: Ребята, как же решить эту проблему?
Д: (предлагают).
В: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его (дети надувают).
В: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?
Д: Пузырьки.
В: А откуда они берутся?
Д: Из шарика выходит воздух.
Пятачок: Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух?
В: Можно. Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь (дети дуют).
В: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Гоша?
Д: Да.
В: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?
Д: Да.
В: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Д: Пузырьки - воздух.
В: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Д: Кружочки.
В: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что воздух лёгкий).