Светлана Поворотова
Конспект занятия «Элементы хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
Тема: «Элементы хохломской росписи».
Задачи: Продолжать знакомить детей с народным искусством.
Публикация «Конспект занятия „Элементы хохломской росписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Формировать умение у детей выделять и рисовать в хохломской росписи отдельные элементы : «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «ягодки».
Формировать умение отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи.
Развивать равнонаправленные движения, пространственную ориентировку на листе, глазомер.
Воспитывать эстетический вкус, чувство композиции, аккуратность в работе с водой и красками.
Материалы. Хохломские изделия. Таблицы с изображением элементов хохломской росписи : «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «ягодок». Белые бумажные силуэты посуды. Гуашь, кисти, ватные палочки, баночки для воды, палитры, салфетки.
Словарная работа. Обогащение словаря существительными: элемент, «ресничка», «травинка», «усик», «завиток», «ягодка».
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью, посуды.
Методы и приемы.
1. Художественное слово.
2. Вопросы: что за изделия? Почему так называются? Из какого материала сделаны хохломские изделия? Как называются люди, которые расписывают посуду? На что он похож? Почему он так называется? Где можно встретить похожий узор в природе?
3. Показ.
4. Объяснение.
5. Физкультминутка.
6. Напоминание.
7. Уточнение.
8. Организация выставки.
План-конспект.
Низко-средний. Высокий.
Педагог читает стихотворение «Золотая хохлома» :
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души -
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
Педагог спрашивает детей о чем говориться в стихотворении. Обращает внимание детей на выставку хохломских изделий и спрашивает их:
Что это за изделия?
Почему так называются?
Из какого материала сделаны хохломские изделия?
Как называются люди, которые расписывают посуду?
Педагог обращает внимание ребят на цветовую палитру и узоры хохломских изделий.
Какие цвета используются в хохломской росписи?
Правильно, основные цвета в хохломской росписи — золотой, красный, черный и реже зеленый.
Педагог предлагает рассмотреть тарелку и обратить внимание детей на традиционный узор «травка».
На что он похож?
Почему он так называется?
Где можно встретить похожий узор в природе?
Педагог рассказывает о том, что традиционных хохломской узор называется «травка». Он состоит из всевозможных «травинок», «ресничек», «усиков», «завитков», «кустиков», «цветов» и «ягодок» - того, что чаще всего человек видит в лесу, в саду и на лугу. Педагог спрашивает детей, хотят ли они научиться расписывать хохломской росписью. Предлагает открыть школу художников. Педагог объясняет детям, как выполняется «растительно-травочный» орнамент.
Прежде всего нужно выполнить главную линию. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступая, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток.
Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не прикасаться к краям, для этого выдерживаем небольшое расстояние.
Ведущая линия может заканчиваться завитком, цветком или ягодкой.
Цветок и ягодка находятся, как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем травкой.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.
Педагог напоминает правила пользования гуашевыми красками. После чего он предлагает детям приступить к выполнению задания. В ходе выполнения практической работы, педагог напоминает детям, что узор строится на ведущей линии. Затем тонкой кистью наносятся различные элементы «травки» : «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «ягодки». Для рисования ягодок можно использовать ватные палочки.
В процессе работы педагог оказывает необходимую помощь детям. По окончанию работы педагог с детьми организует экспресс-выставку «Золотая хохлома».