Получи документы

Эмоциональное развитие детей 4–5 лет в условиях музыкально-дидактических игр

Кустова Любовь
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет в условиях музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Огромное значение для развития эмоций, фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольника. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, эмоциональной памяти, мимики, умения держать себя в обществе.

Публикация «Эмоциональное развитие детей 4–5 лет в условиях музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

С педагогической точки зрения, игра универсальна и достаточно эффективна, отвечает современным требованиям предъявляемым к формам организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: она эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов творческой деятельности и т. д.

В силу своей содержательной универсальности и педагогической ценности игра прочно укоренилась в музыкальном воспитании дошкольников.

Основными и главными задачами, определяющими эмоциональное развитие детей 4 - 5 лет являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, творческого воображения.

Эмоциональность – выразительность мимики и понтомимики, умение передавать в мимике, позе жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выражать свои чувства не только в достижении, но и в слове.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, мы формируем основы его музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта умение сочувствовать другому человеку.

Мимика, жест, как и музыка являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Помимо того что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы и воспитателем, они также имеют определенный психотерапевтический эффект.

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию музыкальных игр, предусматривающих развитие музыкальности ребенка в комплексе с формированием музыкально – эстетического сознания (ходожественного вкуса, эстетических эмоций, интересов, потребностей) и приобретающих к ценностям музыкально – эстетической культуры.

Задачи музыкально - дидактических игр

• Вызывать сопереживание о музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;

Развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе создания игровых образов;

• Стимулировать проявление творческого воображения, фантазии, способности выражать в мимике настроение;

Развивать игровое творчество детей, умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих;

• Побуждать к выражению своих чувств, отношений в игровом творчестве;

Развивать музыкальную память, внимание, сообразительность.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психический качеств : внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют к процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

В музыкально – дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

При организации музыкально – дидактических игр с детьми 4 – 5 лет использую: игру -инсценировку, игру – портрет, игру – настроение.

Игра – инсценировка – интерпретация музыкального содержания посредством ритмо –пластических, пантомимических и танцевальных движений. С этой целью использую музыкальные произведения (К. Сен-Санс: «Слон», «Королевский маар льва», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен Бабочки» и др.).

Для выполнения этюдов и упражнений детям от 4-х лет хочу предложить потренировать эмоции. Прошу ребенка:

Нахмуриться

• Как осеняя тучка;

• Как рассерженный человек;

• Как злая волшебница;

Улыбнуться

• Как кот на солнце ;

• Как само солнце;

• Как Буратино;

• Как хитрая лиса;

• Как радостный человек;

Позлиться

• Как ребенок, у которого отняли мороженное;

• Как человек, которого ударили;

Испугаться

• Как ребенок, потерявшийся в лесу;

• Как заяц, увидевший волка;

Устать

• Как папа после работы;

• Как человек, поднявший большой груз;

• Как муравей, притащивший большую муху;

Отдохнуть

• Как турист, снявший тяжелый рюкзак;

• Как ребенок, который много потрудился, но помог маму;

В ходе работы использую этюды, относящиеся к изображению:

• Животных (В. Арсеев «Слон и моська», К. Сен-Санс «Куры и петухи», «Королевский марш льва», С. Майкапар «Мотылек»);

• Детских игр и игрушек (А. Гречанинов «Верхом на лошадке», «Необычайное происшествие», С. Майкапар «Маленький командир», Р. Шуман «Смелый наездник», Д. Шостакович «Танцы кукол» и др.).

Игра – портрет близка по характеру играм – инсценировкам и играм – настроениям, отличается индивидуальной формой протекания и доступна детям младшего возраста. В ней ребенок передает характер персонажа в самостоятельной эмоционально – двигательной интерпретации. Игра – портрет кратковременна, в ней отсутствует развитие сюжета, главное ее правило – выразительно передавать характер музыкального образа по средством пантомимической, танцевальной этюдной зарисовки.

Предлагаю дошкольникам создать эмоциональный портрет героев пьес Д. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка», «Упрямый братишка», Г. Свиридова «Упрямец», Р. Шумана «Смелый наездник», К. Дебюсси «Маленький негритенок», А. Томази «Печальная кукла» и др.

Игра – настроение – выражение характера музыкального произведения посредством создания образа, соответствующего настроению музыки (образ радости, грусти, нежности, ласки, взволнованности, торжества).

Игра доступна детям младшего и старшего возраста. Игру – настроение строю на основе программный музыкальных произведений (Д. Кабалевский «Клоуны», Р. Шуман «Дед мороз», П. Чайковскй «Песня жаворонка» и т. п.). В дальнейшем для старших дошкольников игровые образы возникают при слушании музыки не программного характера.

Успешность приобщение ребенка к музыкальной культуре во многом зависит от сотрудничества педагогов и музыкального руководителя.

Музыкальные впечатления, полученные на занятиях необходимо закреплять в группах. Непосредственное участие воспитателя в программе занятия во многом определяет выполнение поставленных задач. Поэтому, предлагаю педагогам картотеки музыкально-дидактических игр и этюдов, аудиозаписи для поддержания интереса к данной деятельности.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваю с детьми на музыкальных занятиях. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, перед занятием объясняю игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правило игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.

Роль воспитателя в детской игре велика, он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Немаловажную роль в музыкальном образовании дошкольников играют родители. В целях повышения заинтересованности в музыкальном развитии детей стараюсь использовать разные формы сотрудничества.

• Консультации;

• Проведение открытых мероприятий;

• Выступления на родительских собраниях;

• Вовлечение родителей в педагогический процесс посредством активного включения их в праздники и развлечения.

В силу постоянной занятости родителей и зачастую интереса к музыкальному развитию ребенка, консультационный материал стараюсь оформлять в краткой форме - в виде памяток (на одном листе). Родители могут взять памятку домой: прочитать памятку детям, познакомиться с новыми музыкально-дидактическими играми, этюдами, вместе с детьми поиграть. Таким образом, родители знакомятся с музыкальным материалом, который мы преподносим детям в детском саду, а в частности на музыкальных занятиях.

Выступления на родительских собраниях чаще носят общий характер. Как правило, сообщаю об особенностях музыкального развития в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

При организации праздников и развлечений веду содержательную работу с семьями воспитанников. Считаю, что общение родителей и детей – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Совместная подготовка и проведение праздников находит у родителей положительный отклик. Они являются не просто зрителями, а непосредственными помощниками, и участниками действий. Это повышает эмоциональную значимость мероприятия и сближает детей и родителей.

В результате такого общения отметила интерес родителей к музыкальному развитию.

В результате деятельности отметила, что у родителей повысился интерес к музыкальной культуре : увеличивается количество родителей участников праздников «Осенины» (театрализованная сценка «Репка») «Новый Год», «8 марта», интересуются музыкально-дидактическими играми, обращаются с просьбой в пополнении домашней фонотеки музыкальным материалом.

Считаю, что планомерная педагогическая работа по использованию музыкально - дидактических игр в музыкальной деятельности детей способствует развитию у детей творческого и игрового воображения, проявления эмоциональной отзывчивости, фантазии, мимики, эмоций.

В перспективе планирую продолжить работу по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» 1. Введение. Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов отрыть себя миру и мир для себя. Игра является одной.

Консультация для родителей «Сделай шаг к гармонии со своим ребенком» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка и говорит его голосом. Когда-то он был и нашим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет в условиях музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 25 января 2015 в 18:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное развитие детей 4–5 лет в условиях музыкально-дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Кустова Любовь (УИ 232354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД