Получи документы

Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР

Марина Николаевна Иванова
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР

Доктор психологических наук Е. П. Ильин дал следующее определение эмоциям :

«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).

Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».

Публикация «Эмоциональное развитие ребенка с Тмнр» размещена в разделах

Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.

То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.

Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.

Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.

Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок, могут понимать, что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их, переодевать, мыть …

Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.

Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.

1. Физиологические потребности.

Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.

Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.

Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.

Ребенок может находиться в неудобной для него позе.

Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.

2. Потребность в безопасности.

Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.

У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.

Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая

внутренняя тревожность.

Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.

Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ - недопускании взрослого дотрагиваться до него.

Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.

3. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.

Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.

Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.

4. Уважение, статус, нужность.

Дети с ТМНР, имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.

Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.

На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.

Такой ребенок не понимает, что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.

5. Самореализация.

Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.

Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.

Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.

Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.

Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.

Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т. д.

Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.

Список использованной литературы:

1. Бгажников, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.

2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.

3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Артики», 2006г.

4. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под. ред Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка» В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка» Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни» Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни». Маленький ребенок не умеющий скрывать своих чувств, искренний и.

Материал для родительского уголка «Психологическое здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие» В последнее время проблемам здоровья и здорового образа жизни уделяется пристальное внимание. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав.

Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с Тмнр на 2 учебных года СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: Степан Возраст ребенка: 2011года рождения.

Эмоциональное благополучие ребенка «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.

Эмоциональное развитие детей 4–5 лет Эмоциональное развитие дошкольников 4-5 Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать.

Презентация «Эмоциональное развитие ребенка» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Слайд 1 титульный Продуктивные виды деятельности способствуют активации.

Эмоциональное состояние ребенка в совместной деятельности с педагогом Эмоциональное развитие детей- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоция-это и есть сама жизнь Рассмотрим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 16:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД