Лучший педагог года

Эссе «Формирование интонационной выразительности речи».

Раиса Урукова
Эссе «Формирование интонационной выразительности речи».

Эссе

Формирование интонационной выразительности речи у детей со стертой формой дизартрии

Введение

В результате многих лет работы в речевом детском саду с детьми с ОНР я сделала следующие вывод: сегодня отмечается тенденция роста числа детей с стёртой формой дизартрии. И у детей с такой речевой патологией наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексики и грамматики страдает интонация, просодическая сторона речи.

Публикация «Эссе „Формирование интонационной выразительности речи“,» размещена в разделах

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Основная часть

«Хотя письменное искусство очень разнообразно, грамматически оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации». Бернард Шоу

Работая в МБДОУ «Детский сад №2» города Чебоксары в подготовительной к школе группе с ОНР проведено логопедическое обследование детей. В результате обследования из 15 детей с ОНР, 3 уровня речевого развития 10 детей имеют стертую форму дизартрии. Это обследование позволило выявить следующие нарушения интонационной выразительности речи :

• недостаточная модуляция по силе и высоте (голос либо чрезмерно

громкий или чрезмерно тихий);

• нарушение тембра голоса (глухой, хриплый или резкий);

• нарушения мелодической организации высказываний (речь

невыразительная, наблюдается трудности оформления

повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний)

• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных

значений интонаций

• трудности в изменении темпа речи, произнося слова сначала в

медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе.

Выполняя коррекционно-логопедическую работу, решала следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи : темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Эти задачи помогают решить игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Были подобраны игровые упражнения с творческими заданиями для последовательного развития элементов интонации :

1. Произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо.

2. Предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

3. Читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы ( например: "Жизнь дана на добрые дела", "Старый друг лучше новых двух", "Не верь началу, верь концу").

4. Читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении ( например: "Новых друзей наживать, а старых не терять", "Счастье не в воздухе вьется, а руками достается").

5. При помощи мимики и пантомимики изобразить животное или персонаж сказки. Например, участники игры изображают храброго льва, грустного зайца, хитрую лису, злого голодного волка,. Параллельно с этим проводятся упражнения на выражение основных эмоции (радости, интереса, удивления, печали и гнева, направленные на развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё внутреннее состояние.

Развитию эмоционально-образного содержания высказываний способствует ознакомление детей со стёртой формой дизартрии с устным народным творчеством. К. И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность- эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою.

Поведённая работа позволяет сделать выводы о том, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Заключение

Развитие интонационной выразительности речи помогает детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только правильно и красиво говорить, но и развивает интегративное качество «эмоционально-отзывчивый». Дошкольники учатся внимательно, доброжелательно относится друг к другу и взрослым; овладевать в речи словами, обозначающими моральные качества людей, оценивать их поступки; участвовать в подвижных играх с выраженным эмоциональным характером; использовать диалог как средство отражения выразительной интонационной окраски речи. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности.

Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности речи помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным и эмоциональным. Речь детей становится более выразительной, развивается воображение, образное мышление, что, безусловно, помогает в школе.

Литература

1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие DOC.

2. Голубева Г. Г. «Коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.–64

3. Лазаренко О. И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де-тей. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед).

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М. : АСТ - 2009. - 2

Публикации по теме:

Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений Муниципальное казенное учреждение «Социально - Реабилитационный Центр для Несовершеннолетних» ПРОГРАММА «Формирование средств выразительности.

Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие.

Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

Конспект открытого логопедического занятия по формированию интонационной выразительности речи в подготовительной группе Тема: Путешествие в Страну сказок. Выразительный пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» Цель: продолжать развивать связную.

Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников Приемы работы над интонационной выразительностью дошкольников. Новоселова Ольга Юрьевна, старший воспитатель, МДОБУ «Ежовский детский.

Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к.

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР. Консультация для родителей Развитие интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства.

Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации Проблема развития речи у детей дошкольного возраста достаточно широко изучена в педагогической науке и практике. Для всецелого общения детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Формирование интонационной выразительности речи».
Опубликовано: 9 октября 2018 в 15:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД