Приложение МААМ

Эссе логопеда «Моя педагогическая философия»

Наталья Помпеева
Эссе логопеда «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы

Моя педагогическая философия.

Ханты-Мансийский округ - Югра

Нижневартовский р-н, г. п. Новоаганск

Помпеева Н. В., учитель-логопед

Продолжая высказывание В. Соловьева «На вопрос что делает философия? - мы отвечаем: она делает человека – человеком», хочется сказать: «Педагогическая философия делает педагога – педагогом». А в чем заключается моя педагогическая философия? Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Для меня это: кто я и для чего я в профессии?

Публикация «Эссе логопеда „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

Много сказано о том, какими качествами должен обладать педагог. Любовь и уважение к детям, профессиональные знания и умения… Однако

среди многих качеств педагога, на мой взгляд, инициатива имеет особый смысл. Без преувеличения можно сказать, что без инициативы педагогической деятельности нет и быть не может. Инициативность - свойство, присущее самому понятию педагог по самой его природе.

Что же такое «инициатива»? Если мы возьмем "ядро" термина «initiative», а именно «initiate», то оно определяется так: 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну, 3) вводить (в общество) [Англо-русский словарь. Сост. В. К. Мюллер, ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей, М., 1944]. Есть ли в моей работе место педагогической инициативе?

Я – логопед в детском саду. Идет обычное рядовое занятие. В кабинете шесть ребят, таких разных, но объединенных одним логопедическим заключением жестким и грубым - ТНР – тяжелое нарушение речи. Оно тяжело для всех: для Юли, которая только вернулась в детский сад, после операции по ринопластике; для Никиты, который только начинает говорить; для Димы которому так трудно справиться с собственным языком; для их родителей, которым необходимо принять своего ребенка, увидеть его самого, а не собственные представления о нем; воспитателям, которым надо выполнить программные задачи, учитывая особенности этих детей, трудно мне - их логопеду…

Идет обычное рядовое занятие. Шесть ребят и я сидим в кругу, вспоминаем названия профессий людей, работающих в детском саду.

«Воспитатель!» - «Конечно!» - соглашаюсь я – «Это самый главный человек в саду». «Повар, медсестра, заведующая…» Мяч катится от меня к детям и обратно. И вдруг заминка, тишина. Решаю помочь: «Как называется моя профессия?» И вдруг слышу робкое: «Человек?»

Конечно, мы отрабатываем обобщающее понятие «профессии» и это явная ошибка, но сейчас для меня нет ничего дороже этого ответа. Пусть ребенок и не вложил в него того смысла, что услышала я. Но это есть и будет для меня главным в моей профессии - быть Человеком в самом лучшем смысле этого слова.

Перефразируя высказывание В. Яна о том, что писать для детей нужно как для взрослых, только лучше, хочется сказать «Коррекционная педагогика должна быть как обычная, только немного лучше».

Представляя свою будущую работу в д/с, все дети мне казались одинаковыми, а работа с ними представлялась простой, ведь в любимой с детства «Педагогической поэме» главный герой всегда находит правильные слова. Великие мыслители, размышляя о воспитании детей, говорят, о прописных истинах, известных, казалось бы, каждому человеку.

Но придя в детский сад, я сделала такое предсказуемое открытие - все дети разные. Как прав был К. Д. Ушинский,говоря «Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически».

Только теперь стало, понятным для меня высказывание Януша Корчака: «Нет детей - есть люди с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».

В юриспруденции есть понятие «презумпции невиновности». Думаю, в педагогику необходимо ввести понятие «презумпции гениальности или одаренности». Воспитание с опорой на это подтверждает А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибиться. О том же говорит Пришвин: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

Дети - мое зеркало. Кто-то сегодня отмолчался, был с нами только физически, значит, что-то я упустила, где-то не продумала, не сумела коснуться детской души. Если же летят ко мне, наперебой рассказывая о своих бедах, радостях, размышлениях, значит, вижу себя в них состоявшимся педагогом.

Родион научился делить слова на слоги. Ура! Это пока, то немногое, что у него получается безошибочно. Сегодня у меня нет в плане такой задачи, но Родион будет выручать нас во всех сложных ситуациях по определению количества слогов в словах. А я постараюсь, чтобы проблемных ситуаций для него было как можно больше! Попробуй вкус успеха!

Я положила начало его пути к вершинам.

Вика тихо пробыла на занятии, а ведь ребятам было так интересно. Мы вместе писали письмо о весне, ее приметах и радости, с которой ждем первых теплых дней.

И вдруг Викин голос: «А когда говоришь капель, слышно как капли капают!»

Ура! Состоялось посвящение в тайны родного языка!

Юля – непростой характер, часто обижается и ссорится с ребятами. Спрашиваю: «Ребята, придумаем загадку?». «Конечно!» - отвечают хором,- «Давайте Юлю позовем с нами! У неё самые красивые загадки получаются!». Значит, не зря я столько раз удивлялась и восхищалась её необыкновенными сравнениями, любимым словом «будто» : почки на ветках будто кулачки, проталины, будто следы весны…

Я помогла увидеть окружающим сильные стороны человека. Общество принимает ее, ценит ее способности.

Вспомним, отмеченное выше значение термина «initiate» : 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну, 3) вводить (в общество). В этом, наверное, и заключается моя педагогическая философия : помочь ребенку положить начало поиска себя, осознав свои возможности; приоткрыть ему тайну наук, дав почувствовать удовольствие от открытия; ввести в общество со всеми его социальными нормами и ценностями.

Проявление педагогической инициативы своего рода обряд инициации ([лат. initi re — начинать; initi tio — совершение таинств] — комплекс действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий, пройдя который человек может быть Педагогом.

Думаю, главное положение моей педагогической философии заключено в артикуляционном упражнении, которому я учу детей, и с которого начинается каждый мой рабочий день, каждая встреча с ребенком: «Посмотри в зеркало, улыбнись себе, улыбнись мне, улыбнись миру и мир улыбнется тебе».

P.S. : По мнению американских социологов в списке самых счастливых профессий на пятом месте находятся преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием!

Публикации по теме:

Эссе. Моя педагогическая философия Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость На моей полке стоит книга «Всё начинается с учителя». А я бы немного.

Эссе «Моя педагогическая философия!» Эссе «Моя педагогическая философия». «Каким должен быть воспитатель, Конечно, добрым, должен быть! Любить детей, любить ученье. Свою профессию.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Аксиома, не требующая доказательств – ребенок изначально приходит в этот мир с хорошими задатками, со своей великой миссией сделать этот.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Моя педагогическая философия. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Мой путь к работе воспитателя начался, как мне кажется, уже с первого посещения мною детского сада в качестве маленькой девочки. Там,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления.

«Моя педагогическая философия». Эссе Я выбрала профессию такую, Что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, Что я иду по верному пути! Каждый день.

«Моя педагогическая философия». Эссе «В воспитании все должно основываться на личности педагога, потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой.

Эссе «Педагогическая философия» В выборе моей профессии немаловажную роль сыграла моя мама. Она была преподавателем английского языка, и некоторое время работала воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе логопеда «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 22:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе логопеда «Моя педагогическая философия»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Помпеева (УИ 1521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД