Екатерина Савинова
Эссе «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства
З. Фрейд
Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то новое ранее неизвестное. Порой, мы с тревогой смотрим на наших детей и нам так хочется понять, что происходит у них внутри. Если вчера он бежал к вам, запрыгивал на руки, чтоб рассказать, как прошел день, то сегодня он становится более замкнутым. У него появляются новые друзья; меняется вся социальная ситуация в которой он находится, что безусловно, отражается в его интересах, поведении, наклонностях.
Публикация «Эссе „Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога“» размещена в разделах
Каждый из нас работая в детских дошкольных учреждениях ежедневно работает с достаточно большой группой детей и их родителей. И конечно же дети и их родители все абсолютно разные.
Детишки приходят с разным уровнем развития, да и родители так же зачастую представители разных социальных слоев.
Поэтому первой задачей педагога будет понимание именно этого факта.
Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.
Исходя из этого возникает и много вопросов о разности подходов в работе с каждым ребенком.
По моему мнению, главная задача дошкольного педагога это заложить базис каждому ребенку на этапе пока не сформировывавшейся личности. Ведь как мы все знаем, большинство наших психологических проблем в развитии личности, эмоционального интеллекта, социализации и способности к обучению, достижению целей, успешности личности и ее целостности все это мы получаем в детстве.
При этом багаж конечно у всех нас совершенно разный и тут множество факторов: такие как социальные условия, уровень развития, заинтересованность и вовлеченность родителей в процесс воспитания.
Поэтому мы как педагоги не только должны максимально повлиять на гармоничное развитие личности малыша, но и уделять достаточно большое внимание на работу с родителями, поскольку дети с самого начала берут как пример и эталон своих родителей.
Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.
Есть одна замечательная английская пословица: "Не стоит воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас, лучше воспитывайте себя!"
Я с ней абсолютно согласна, поскольку если родители находятся постоянно в стрессе например, то и ребенку это передается, отсюда мы можем наблюдать как пример сниженное внимание ребенка, невозможность долго концентрироваться на одном действии и т. д
Как итог всего вышесказанного хотелось отметить жизненную необходимость
изучения детской возрастной психологии в работе дошкольного педагога, для более эффективной работы с детьми и их родителями.
По сути, если задуматься, воспитатель это тот человек, который на время пребывания ребенка в садике заменяет роль родителя, это его первый учитель.
И здесь педагог должен быть развит абсолютно всесторонне, поскольку вопросы детей часто нестандартны и неожиданны.
Изучение педагогом возрастной психологии позволит лучше понимать те особенности и процессы протекающие во время воспитания. Деятельность педагога-психолога, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Психолог призван ценить своеобразие ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития.
В своей практической работе я часто сталкиваюсь с проявлением психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (агрессия, тревожность, неуверенность и т. д.) Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором состояния ребенка», с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом для обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций в детском саду. Однако, на мой взгляд, дети дошкольного возраста не могут в достаточной степени управлять своими чувствами и эмоциями.
Важно понимать возможности мозга ребенка в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями. Это позволяет правильно оценить уровень развития на момент поступления в дошкольное учреждение, выявить возможные дефекты развития личности, которые может потребуют дополнительной работы психолога.
Эффективно организовать работу по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста мне помогают игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии.
Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».
Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей.
До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед педагогами стоит новая задача : сформировать компетентную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.