Папки-передвижки

Эссе «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования»

ЛЮДМИЛА ЗАХВАТОВА
Эссе «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время в реализации системы инклюзивного образования четко начинает прослеживаться вопрос тесного взаимодействия между родителями и школой.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи в реализации инклюзии очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Публикация «Эссе „Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования“» размещена в разделах

Россия взяла курс на модернизацию образования. В числе других изменений это означает и реализацию принципов инклюзивного образования. До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы — внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Но теперь в детских садах и школах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение. До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения — найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход за детьми и заботу о них, так и процессы воспитания, обучения, формирования важных жизненных навыков, развития личности и способностей, коррекции дефицитов в развитии. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ изменяет прежде всего установки взрослых: ведь особенности есть у всех детей. При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе?

Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация, поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Если мы берем курс на инклюзию, мы должны понимать, что движемся в эту сторону с теми условиями, которые есть: с необученными кадрами, отсутствием нормативной базы. Это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия :

• наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, родители которых готовы привести их в этот детский сад;

• психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

• наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов);

• наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;

возможность повышения квалификации педагогов.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание методов и средств, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности. Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями.

Задачи инклюзивного сада :

• создание уютного, комфортного пространства для всех;

• создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

• формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

• создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;

• формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Подготовка к переходу на новую форму работы разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе планируются следующие мероприятия:

1. Принятие руководителем ДОУ решения об организации инклюзивной практики.

2. Анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ, на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.

3. Встреча руководителя ДОУ с педагогическим коллективом для обсуждения основных принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы по организации инклюзивной практики.

4. Знакомство с семьями; при наличии в ДОУ консультативного пункта (КП) — первичный прием детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций.

5. Определение рабочей группой (это могут быть специалисты КП совместно с педагогами) образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДОУ (лекотека, служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами, разработка индивидуальных планов развития.

6. Выбор команды специалистов, обслуживающих группу или класс.

7. Определение основных мероприятий по адаптации детей группы к приходу детей с ОВЗ.

8. Проведение встреч с родителями всех детей для разъяснения общих принципов работы инклюзивной группы.

9. Подписание договоров с родителями.

10. Определение параметров диагностики детей в адаптационный период.

11. Составление расписания и определение распорядка дня.

Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды. Если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или столом, прогулки, двигательные занятия, педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы, планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению в нее этого ребенка. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то, возможно, проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительных занятий, формирующих необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями интеллектуальной сферы, необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям, и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

Практика воспитания от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна перестроиться на учет индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует от воспитателя новых компетенций. Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов — психологов, логопедов, дефектологов, учитывающих особенности детей и подбирающих к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен быть освоен и воспитателями. Нельзя требовать от педагогов того, чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции, необходимо обучать воспитателей на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также создавать в образовательном учреждении междисциплинарные команды специалистов.

Дальнейшая организация инклюзивной практики в ДОУ требует решить следующие задачи:

разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающую основные ценности и технологии их реализации;

• создать вариативные формы реализации инклюзивного образования;

разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

• создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;

• повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов

• создать методическое обеспечение образовательного процесса;

• организовать предметно-развивающую среду;

• выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса;

• создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

Публикации по теме:

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми «Зимние забавы» для младшего дошкольного возрастаФотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми «Зимние забавы» для младшего дошкольного возраста Задачи: создать у детей радостное настроение, укреплять здоровье детей; прививать интерес к играм-забавам в зимний период времени. Когда.

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Пособие «Кольца Луллия» в процессе дошкольного образования в работе с детьми 5–7 летПособие «Кольца Луллия» в процессе дошкольного образования в работе с детьми 5–7 лет Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми 5-7 лет на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования»
Опубликовано: 25 августа 2022 в 17:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем ЛЮДМИЛА ЗАХВАТОВА (УИ 1060923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД