Елена Мелешко
Эссе «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Все мы родом из детства»
"Тот, кто уже не помнит собственного детства совершенно отчетливо,- плохой воспитатель". Мария фон Эбнер - Эшенбах
Я недавно стала случайным свидетелем безобразной сцены. Дворовую кошку поймали дворники и унесли в неизвестном направлении, несмотря на наши громкие протесты. Несомненно, ничего хорошего для кошки это не сулило. А протестовали я и две старушки-соседки. "Это так не гуманно!" :- сказала одна из старушек. "Не гуманно". Я совсем забыла о существовании этой фразы. Я не слышала ее, наверное, лет сто!
Публикация «Эссе „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
"Не гуманно". И память перенесла меня на сорок с лишним лет назад. Полуостров Ямал. Затерянный в тайге маленький поселок "Белоярский". "Только самолетом можно долететь. ", как поется в известной песни А. Н. Пахмутовой. Мы с родителями живем даже не в самом поселке, а на территории автобазы, в десяти километрах от него, в вагончике. Родители работали вахтовым методом и часто оставляли нас, детей, на несколько дней одних. В школу ездили на школьном автобусе. Опаздывать нельзя! Десять километров пешком по тайге, та еще прогулка! Я и сейчас никуда не опаздываю. Терпеть не могу опозданий! С детства внутренние часы работают безукоризненно. Это, порой, мешает. В детский сад, где я работаю воспитателем, родители своих детей приводят, когда им вздумается. Не заботясь о режиме, об образовательном процессе. Я уговариваю, объясняю, требую. А права ли я? Это гуманно? Что важнее? Образовательный процесс или, например, семейная традиция завтракать всей семьей вместе? Или дополнительные полчаса детского сна?
"Не гуманно". Так коротко нам, детям Севера, было сказано, когда запретили ловить рыбу в период нереста. Рыбы было так много, что ее можно было руками поймать! "Не гуманно" гнать с помоек песцов в голодные дни зимы! "Не гуманно" отдать сироту-медвежонка местным ненцам, зная, что они его освежуют! Тогда все вместе строили загон для Машки, в котором она совсем и не жила, только есть приходила. А ночевала по очереди, то в одном вагончике, то в другом - на свое медвежье усмотрение.
"Не гуманно". Откуда у обычных водителей, совсем простых людей, взялась эта изысканная фраза? Она произносилась так веско, с такой спокойной уверенностью, что у нас, детей, и мысли не было ослушаться. Аргумент! Как так получалось, что детей воспитывали "всем миром"? Невозможно представить, что работяги читали труды педагогов и психологов: А. П. Нечаева, И. А. Сикорского, М. М. Рубинштейна, что они собираются где- то вместе, обсуждают и договариваются, какие методы и приемы использовать в воспитании детей. Конечно же, нет! А может, это невероятно суровые условия жизни объединяли людей? Нужно держаться друг друга. Твой дом - мой дом, твой ребенок - мой ребенок. "Не гуманно" было оставлять детей на лето в поселке. Мошкара. И детей вывозили в пионерский лагерь, а малышей с собой брали те, кто уезжал в отпуск. Чужих детей! А они не были чужими, они были все свои!
Отголоски этакой "Коммуны Ионина" присутствуют в моей теперешней жизни. Я не буду молча наблюдать, как в автобусе восьмилетний мальчишка спешит занять свободное место, а его бабушка, нагруженная сумкой и ранцем внука, стоит рядом. Я не пройду мимо пьяной подростковой компании, которая оскорбляет старушку. Это не чужие, это мои дети! Мне близко высказывание К. Д. Ушинского: "Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы".