МААМ-картинки

Этапы развития познавательного интереса у старших дошкольников

Наталья Журавлева
Этапы развития познавательного интереса у старших дошкольников

В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, умение саморазвиваться, быстро адаптируясь к требованиям реальности, становятся основными в определении направленности и успешности личности. Человек, обладающий такими чертами характера организован, умеет рационально действовать и принимать важные решения в различных ситуациях. Основу для развития таких качеств личности необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Этапы развития познавательного интереса у старших дошкольников» размещена в разделах

Реформирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека, их разносторонность и устойчивость.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования определяет направление познавательного развития как формирование у детей в том числе «любознательности, познавательной мотивации; познавательных действий, воображения и творческой активности» и других важных качеств. Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.

Изучение познавательного интереса, характера его изменения является важным направлением многих педагогических исследований, при-званных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок. В своих психологических определениях, он рассматривается как:

• избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);

• проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);

• специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев).

Галина Ивановна Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

• как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

• как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

• как мощный побудитель активности личности;

• как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Наталья Григорьевна Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:

• положительной эмоцией по отношению к деятельности;

• наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

• наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития?

Становление у детей образа окружающего мира начинается благо-даря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сна-чала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием. Иными словами, познавательный интерес предстает со-бой синтез сложных личностных процессов.

Интерес — это, прежде всего, мотивационное образование, в котором рядом с эмоциональным компонентом (позитивное эмоциональное впечатление, удовлетворение от процесса, присутствует и другой — потребность в знаниях.

Интерес влияет на поведение ребенка, становится основой его активности и самостоятельности.

Необходимо различать кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес называют реакцией заинтересованности. Длительный интерес — это уже интеллектуальное чувство, позитивная эмоциональная установка на познание определенного объекта.

Отечественные ученые в своих работах указывают, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней. Так, Галина Ивановна Щукина обозначила их как ЛЮБОПЫТСТВО, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, А ЗАТЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС. Отметим, что стадия теоретического интереса, как правило, присуща уже взрослому человеку.

Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. По утверждению отечественного психолога Бориса Герасимовича Ананьева, эта стадия интереса слишком эмоциональна, и вместе с устранением внеш-них причин исчезает и его избирательная направленность. Данная стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию и, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность, склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта или явления, но характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок постоянно задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии Анной Ивановной Сорокиной. Она считает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являют-ся первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению его собственных вопросов.

По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания.

Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности ребенка и поиском интересующей его информации. Здесь в центре внимания ребенка становится не готовый материал и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

На протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста :

— возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;

интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;

— расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объектив-ной реальности;

— углубление познавательных интересов : от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей.

Анализируя содержание области «Познавательное развитие» в про-грамме «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) можно проследить, как меняются задачи в разных возрастных группах. Авторы учитывали при написании программы этапы развития и формирования познавательного интереса у детей до-школьного возраста. Так, если в младших группах, а также средней группе перед педагогами ставится задача знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. То есть речь идет о расширении чувственного опыта, накоплении знаний об окружающих предметах и явлениях в совместной с взрослым практической познавательной деятельности экспериментального характера. Мы только стимулируем любознательность и создаем условия для зарождения познавательного интереса.

В старшей и подготовительной к школе группах педагог учит детей на основе знакомых обобщенных способов исследования объектов самостоятельно устанавливать функциональные связи между системами объектов и явлений, способствует самостоятельному использованию действий экспериментального характера. Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес.

Обучение дошкольников выступает, как первая ступень образования, на которой закладываются основы личности. Дошкольное детство является сензитивным периодом в целостном становлении личности, задающим программу перспектив для разностороннего прогрессивного движения вперед. Вместе с познавательной сферой у детей формируются и развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, речь и т. д.).

Деятельность по развитию познавательного интереса и нестандартного мышления должна быть основана на создании множественных проблемных ситуаций, максимально побуждающих ребенка к самостоятельному движению мысли. В ходе деятельности педагогу следует поощрять совместное обсуждение идей, обращение за советом, за помощью друг к другу, проявление инициативы. Необходимо замечать и одобрять любые проявления творческой активности каждого ребенка при сверстниках; давать понять детям, что каждый из них – в чем-то лучший; создавать ситуацию успеха.

В заключении можно сформулировать принципы организации дея-тельности с дошкольниками по развитию познавательного интереса и не-стандартного мышления:

Не ставить жесткие временные ограничения, предоставлять время для неоцениваемой деятельности.

Не давать отрицательных оценок и жестко не регламентировать предметную активность, т. е. не навязывать образцы ответов и решений.

Внимательно и с уважением относиться к необычным вопросам и идеям.

Индивидуально подходить ко всем детям, подбирать для каждого задания и игры в зависимости от особенностей и способностей.

Поощрять работу детей над собственными вариантами ответов.

Систематически использовать на занятиях проблемные игры и задания, содержащие противоречия и предполагающие несколько вариантов решения.

Г. И. Щукина: «Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательными аксессуарами обучения, школьник более бескорыстен, чем тогда, когда он повторяет за учителями красивые формулы, «поёт с чужого голоса» или, когда он побуждается мотивом с отрицательным знаком».

Адольф Дистервег: «…пока в ученике не зажечь тот самый огонь, искру, которая вдохновит его на поиски истины, правды, какого-то нового, неизвестного ему знания, так процесс познания не пойдёт…»

Литература:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 304 с.

2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М. : Педагогика, 1971. – 350 с.

3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада. — М. : Просвещение, 1982. — 96 с.

4. Люблинская А. А. Детская психология. — М. : Просвещение, 1971. — 415 с.

5. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе – Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367. — URL https://moluch.ru/archive/39/4627/.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образова-тельного стандарта дошкольного образования"

7. Березина Ю. Ю. Стадии развития познавательного интереса детей дошкольного возраста – Методист – 2015 – №16. - С. 22

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Фотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольниковФотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольников Фотоотчет спортивно-познавательного досуга "Полет в космос" для старших дошкольников, посвященный дню космонавтики. Уважаемые коллеги, доброго.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы развития познавательного интереса у старших дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2020 в 22:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД