МААМ-картинки

Заикание… Что это такое?

Клавдия Кузнецова
Заикание… Что это такое?

ЗАИКАНИЕ…ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Заикание-это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытка произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.

Публикация «Заикание… Что это такое?» размещена в разделах

У детей раннего возраста оно может возникнуть «внезапно» в результате психотравмы-испуга, конфликта, при изменении условий жизни. При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя.

Для преодоления заикания надо прежде всего понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми. Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.

Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: почаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Будьте вежливы с ребенком.

Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов.

Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, так же спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать.

Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки. Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка про бабу Ягу, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой. Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят»свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки все добрые, спокойные, убаюкивающие.

Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам (лучше по радио, то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает. Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы-что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.

Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырехлетнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.

Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать, учился справедливости, преодолевая избалованности и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Не тормозите активность левой руки, заикание в большинстве случаев наблюдается у парциальных, скрытых, частичных левшей. Для рисования давайте ребенку больше листы бумаги. Ребенку нужен простор. Если ребенок начинает рисовать в правой половине листа, постепенно дорисовывайте вместе с ним левую сторону листа и неназойливо приучайте его видеть левую сторону листа и начинать рисовать паровоз или дом на левой половине листа, а вагоны, машины, едущие к дому, на правом поле листа. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.

Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.

Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными. Ваша нервозность, невротичность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям-обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.

Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем «грехе». Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!», «Ну, опять уронила!». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде»-рассыпал мозаику, отломал колесо у машины и т. п.

Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашими опорой и подмогой.

Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Учительница начальных классов школы должна быть предупреждена, что ребенок-левша, и от него нельзя требовать чтения на скорость, так как это нередко приводит к заиканию даже детей, до школы, в дошкольном возрасте, не заикавшихся. Ребенок школьного возраста должен знать то, что все люди запинаются, что даже отличные ораторы не всегда удачно строят свое высказывание, подбирают более удачные слова, как ба редактируя свою мысль. Поэтому заикающийся школьник не должен бояться «запутаться», а быть смелым в изложении мысли, не бояться учителей. А также понимать, что насмешливые ученики, как правило, не очень умны, и знают предмет хуже, чем он, поскольку у заикающихся нередко наблюдается отличная память и неплохая способность письменно, кратко и логично излагать свою мысль. Известно, что заикающийся более тщательно готовится к урокам. Желательно родителям договориться с учителями, чтобы по ряду дисциплин их ребенок отвечал письменно.

Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки, вступлении в отрочество и юность. При обострении заикания у ребенка в этом возрасте проконсультируйтесь у психоневролога и логопеда.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

НОД «Что такое природа?»НОД «Что такое природа?» В нашем детском саду уже не первый год ведется кружок "Юный эколог!" для детей старшей и подготовительной группы, где ребята не только узнают.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Заикание. Что важно знать Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заикание… Что это такое?
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 20:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД