Папки-передвижки

Применение мультимедийной системы EduPlay в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Анна Оконешникова
Применение мультимедийной системы EduPlay в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

. Применение мультимедийной системы EduPlay в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

В последние годы уделяется огромное внимание содержанию и методам формирования математических представлений у дошкольников.

Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения,

Публикация «Применение мультимедийной системы EduPlay в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

с другой стороны, постоянным накоплением знаний об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования. Главное состоит в том, чтобы выбрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, в то же время было бы простым, доступным и наиболее связанным с общими особенностями деятельности и развития ребенка дошкольного возраста. Последнее обеспечивает не только «естественность» введения и полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению

к этому содержанию, по сравнению с детьми школьного возраста [1, с. 30-35].

Одним из таких условий активизации познавательней деятельности могут стать компьютерные игры, которые позволяют педагогу делать процесс обучения привлекательным, содействуют формированию положительного отношения ребенка к обучению. Главным способом вовлечения детей в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности, т. е. элементов, возбуждающих, вызывающих интерес, внимание детей. При этом элементы занимательности включаются не для того, чтобы развлечь детей, а чтобы возбудить в них познавательный интерес, стремление к преодолению трудностей в решении поставленной задачи. Именно мультимедийные игры в полной мере сочетают в себе и новые, интересные задания, и нестандартные, неожиданные решения, и необычное оформление. Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова, С. Л. Новоселова, Е. И. Щербакова и другие. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике, развивается интерес

к математическому содержанию.

Посредством использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. Применение мультимедийных технологий в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте, при объяснении нового материала или при решении задач, помогает повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета. При индивидуальной работе дети с большим интересом работают с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в содержание происходящего на экране. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и другие, свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного

к абстрактно-логическому мышлению. Такие исследователи как, Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие, указывают о необходимости использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании.

В настоящее время, согласно их исследованиям, благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты

в математическом образовании детей дошкольного возраста :

детьми глубже постигаются понятия числа и множества;

у детей тренируется внимание и память;

воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления [5, с. 96].

Кроме того, среди всех видов математической деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Мы считаем, что мультимедийные технологии эффективны в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, если: при их использовании учитывается этапность обучения счету; используются различные формы представления информации: (флеш-игры, слайд-фильмы, анимации). Учитывая особенности формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, мы составили план проведения мультимедийных технологий и включили более двадцати игр.

Приведем пример из серии мультимедийных технологий.

Флеш-игра: «Изучаем цифры». Источник: Детский сайт «Играемся». Для детей 5-6 лет. Цель: закрепление знаний о цифрах.

Анимация «Уроки тетушки Совы». Предназначена для детей 5-6 лет. Цель: закрепление знаний о цифрах. Анимация представлена на рис.

Слайд-фильм «Праздник числа»

Слайд-шоу (реже – Слайд-фильм) – демонстрация серии неподвижных изображений, заранее подобранных на определ нную тему, на проекционном экране или электронном мониторе. Каждое изображение демонстрируется от нескольких секунд до нескольких минут, пока не сменится следующим. Смена изображения может осуществляться как вручную через произвольные интервалы времени, так и автоматически через равные промежутки.

Слайд-фильм «Праздник числа»

Слайд-шоу (реже – Слайд-фильм) – демонстрация серии неподвижных изображений, заранее подобранных на определ нную тему, на проекционном экране или электронном мониторе. Каждое изображение демонстрируется от нескольких секунд до нескольких минут, пока не сменится следующим. Смена изображения может осуществляться как вручную через произвольные интервалы времени, так и автоматически через равные промежутки.

Слайд-фильм «Давай посчитаем»

Флеш-игра это компактные по-своему размеру и содержанию игры, имеющие минимальный размер. Флеш-игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В данных флеш-играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным флеш-играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами – заместителями. Например, флеш-игра представлена на рис.

Флеш-игра «Учимся считать»

Анимация – метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого

во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета. Во многих отношениях анимация напоминает процесс создания кинофильмов, при котором непрерывное движение разбиваются на ряд неподвижных изображений, а потом показывают в быстрой последовательности на экране.

Использование мультимедийной системы EduPlay в обучении количеству и счету детей старшего дошкольного возраста должно соответствовать определенным требованиям. Это позволит максимально эффективно использовать мультимедийную систему EduPlay и соблюдать требования к безопасности и сохранению здоровья детей. Представим методические рекомендации по использованию мультимедийной системы EduPlay в обучении количеству и счету детей старшего дошкольного возраста.

Согласно теории когнитивного развития Пиаже, детское мышление развивается от конкретного к абстрактному. Интеграция предметной среды и абстрактного мира компьютера является основополагающим принципом системы EduPlay. Предметные компоненты системы гармонично взаимосвязаны с виртуальной средой программного обеспечения.

Венгерский математик, Золтан Дьенеш, разработал теорию шести стадий изучения математики посредством игровой деятельности. Согласно теории Дьенеша, математические знания играют существенную роль

в понимании окружающего нас мира. Развитию базовых математических представлений в раннем возрасте посвящены два тематических модуля системы EduPlay, в основу которых заложены принципы теории Золтана Дьенеша: игровая среда и групповая работа [30; с. 24].

Виды деятельности системы построены на различных этапах. На первом этапе ребенок изучает и осмысляет основные понятия посредством выполнения заданий с различными дидактическими материалами и физическими предметами. На следующем этапе ребенок выполняет задания

с дидактическими материалами и программным обеспечением, что способствует развитию абстрактного мышления и закреплению нового материала.

Нейл Флеминг, профессор Новозеландского университета, разработал модель стилей обучения, известной как VARK. Согласно этой модели дети (ученики) делятся на три типа: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Система EduPlay – это сочетание мультимедийного программного обеспечения и трехмерных дидактических материалов, используемых специально с учетом возрастных особенностей детей. Помимо зрительных эффектов, разработанных для детей, относящихся к группе визуалов, программное обеспечение сопровождается увлекательным музыкальным сопровождением, голосовыми подсказками и инструкциями для детей относящихся к группе аудиалов. Яркие разноцветные пазлы, кубики и блоки предназначены для развития зрительного и кинестетического восприятия. Согласно проведенным исследованиям для разностороннего развития ребенка и мышления в процессе обучения необходимо задействовать все стили обучения: визуальный, аудиальный, кинестетический [30; с. 24].

Применение мультимедийных технологий также актуально и при работе с родителями. Любой родитель, при желании может использовать презентации, сделанные воспитателем индивидуально для каждого ребёнка – тренировать его дома, на персональном компьютере. Такой вид работы уже применяется педагогами в случае отсутствия ребёнка на занятиях

с сурдопедагогом в силу различных причин, что позволяет не пропускать уроки ребёнком и не отставать по программе. При условии обученности родителей по работе с детьми в данной программе. Практика показывает, что за последнее время, при условиях широкого применения мультимедийных технологий в обучении произношению речь детей значительно улучшилась, стала более разборчивой и внятной, приближенной к речи слышащих детей.

При использовании электронных мультимедиа обучающих программ

в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий, что позволяет оптимизировать, дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создавать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества воспитателя и ребёнка. Элементарные математические виды деятельности (счет, измерение, вычисление) дают возможность оперировать числами, использовать их для оценки количества и величины. Предпосылки интеллектуальной творческой деятельности способствуют переносу математических знаний и умений в новые условия. Способы действий, которыми овладевают дети, являются своеобразным механизмом освоения математического содержания.

Таким образом, основополагающими идеями методики формирования элементарных математических представлений на современном этапе являются:

1) научное понимание процесса обучения как активной деятельности, направленной на интеллектуальное, в частности математическое, развитие личности ребенка;

2) определение наиболее безболезненных путей перехода

от репродуктивного типа обучения к продуктивному, развивающему, творческому, предусматривающему перестройку всей системы учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка;

3) вариативность программ и методических обоснований, предполагающих дифференцированный подход к обучению на основе стандартов образования;

4) развитие детей на основе принципов природосообразности и культуросообразности [7; c. 45].

Групповое обучение

Система EduPlay наиболее эффективна при групповом обучении, поскольку наряду с развитием важных когнитивных умений направлена

на развитие необходимых социальных и коммуникативных компетенций, что в комплексе способствует его личностному росту и разностороннему развитию.

Групповая работа при большом количестве детей организовывается педагогом путем распределения детей по малым группам (4-5 детей) и составления списков очередности взаимодействия той или иной группы

с системой, либо путем распределения обязанностей и функций между детьми в группе. В зависимости от количества детей и оснащения дошкольного учреждения занятия с системой проводятся один или несколько раз в неделю. Руководство для педагога содержит идеи и дополнительные виды деятельности, которые педагог может осуществлять с детьми в промежутках между занятиями с системой.

Интеграция и адаптация системы к учебной программе

Программа EduPlay охватывает основные области и сферы развития детей, соответствующие универсальным принципам развития детей дошкольного возраста. Педагог может самостоятельно корректировать и выбирать задания в соответствии с учебными целями и культурными особенностями своей страны или региона.

Роль педагога

Система EduPlay является вспомогательным средством для педагога

в классе. Использование и применение системы EduPlay, ее компонентов и руководство для педагога во многом зависит от личного опыта и творческого подхода педагога. При работе с системой EduPlay педагогу отводится важная функция помощника и наставника. Педагог не только настраивает и корректирует задания в зависимости от возможностей, уровня развития и возраста ребенка, но и является важным связующим звеном между детьми и системой, развивая в детях чувство самостоятельности и самоконтроля, и,

в тоже время, обеспечивая постоянную поддержку.

Организация учебного пространства

Система может быть установлена в учебном классе в качестве интерактивного уголка либо являться частью цифровой лаборатории или класса. Уникальное сочетание программного обеспечения и предметных дидактических материалов позволяет педагогу задействовать максимальное количество детей при работе с системой и выполнении заданий, предложенных программным обеспечением.

Обучение и консультационная поддержка

Компания Edu – Consulting обеспечивает интенсивный тренинг в Израиле либо на территории клиента. Основными задачами обучения являются знакомство с системами и их применению в учебном процессе,

с учетом особенностей учебной программы и стандартов той или иной страны.

Обучение включает в себя теоретическую часть, направленную

на изучение педагогических основ системы, а также практическую часть, направленную на непосредственное взаимодействия с системой. Особое внимание уделяется интеграции всех компонентов системы, взаимодействию дидактических материалов и программного обеспечения, а также использованию руководства для педагога.

Технические вопросы:

- Система проста в использовании, как для педагогов, так и для детей.

- Система может работать на мониторе к компьютера или на любом большом экране.

- Система работает от любых источников питания.

- Система не требует доступа к Интернету.

- Система готова к работе без каких-либо дополнительных устройств.

- Система предназначена как для индивидуальной, так и для групповой работы (в группах по 4 детей) [30; c. 37].

Интеграция с учебной программой

Система EduPlay идеально подходит для работы с детьми в возрасте

от 2 до 5 лет и разработана с учетом целей и стандартов дошкольного образования. Дошкольное образование придает особое значение разностороннему развитию ребенка в основных предметных областях, а также формированию личных и социальных навыков. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста строится на поддержке взрослого, игровой деятельности и групповой работе. Образовательные программы дошкольных учреждений включают в себя развитие базовых умений и навыков, направленных на подготовку детей к школе и дальнейшей взрослой жизни. Игровая деятельность и взаимодействие с предметной средой (кубики, пазлы, блоки, дидактические материалы) способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а также развитию целой группы умений. Под руководством преподавателя или взрослого посредством системы EduPlay дети

в естественной игровой для них среде осваивают и развивают необходимые и важные умения и компетенции, направленные на разностороннее развитие ребенка [30; c. 30].

Сферы развития ребенка

Развитие ребенка можно разделить на два основных направления: социально-эмоциональное и когнитивное. Качественное дошкольное образование направлено на работу с ребенком во всех вышеуказанных сферах для обеспечения комплексного и разностороннего развития. Учитывая, что каждый ребенок неповторим в своей индивидуальности, эффективный воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовании невозможен без индивидуального подхода к ребенку, выявления его сильных и слабых сторон и работы с ним с учетом его индивидуальных особенностей. Система Eduplay не просто учитывает все аспекты гармоничного и разностороннего развития ребенка, но и позволяет преподавателю настраивать и подбирать виды деятельности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого отдельного ребенка или группы детей.

Социально-эмоциональное развитие состоит из трех составляющих: чувство собственного «я», чувство ответственности за себя и других и про социального поведения. Социально-эмоциональное развитие подразумевает взаимодействие детей друг с другом и в группах, умение делиться, инициировать или включаться в игровую деятельность, умение слушать других детей и следовать правилам. Система EduPlay в первую очередь направлена на групповую работу и развитие коммуникативных и социальных компетенций. В руководстве для преподавателя предложены разнообразные виды деятельности, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка.

Когнитивное развитие состоит из трех составляющих: обучение и решения задач, развитие логического мышления и символического мышления. В процессе когнитивного развития дети обретают умение применять имеющиеся у них знания и опыт в новых для них ситуациях.

Система EduPlay направлена на развитие у детей слухового и зрительного восприятия, памяти, устной речи, элементарных математических представлений и многого другого. Взаимодействие с системой способствует развитию умений, перечисленных в таблице далее [30; c. 35].

Таким образом, целенаправленное и системное применение мультимедийной системы eduplay является не только благоприятным средством для формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию каждого отдельного ребенка и при -обретению важных для раннего детского возраста умений и знаний.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение мультимедийной системы EduPlay в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 13:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД