Лучший педагог года

Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи

Вера Васильева
Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Уровень сформированности этих представлений характеризует общее развитие дошкольника, его готовность к обучению в школе, успешность овладения чтением, письмом, счетом и другими видами учебной деятельности. Осваивается данный навык очень медленно и с большими трудностями. Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Это проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, понимания и употребления в речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности в ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Публикация «Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке к такому важному виду деятельности как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Методическая разработка «Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» позволит детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений.

В данной разработке представлены классические и авторские игры и игровые упражнения, направленные на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей. Игровые упражнения разработаны с учетом принципа постепенного усложнения и могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Методическое пособие поможет ребенку: - научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; - научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги над, под, за, перед и др., наречия справа, слева, ниже, выше, ближе, дальше, между и др. ; - развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление, мелкую моторику; - сформировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Методическая разработка адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дошкольных учреждений.

"Найди игрушку"

Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений : вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов в, над, под.

Оборудование: игрушки.

Описание игры : логопед в отсутствии ребенка прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка. Затем объясняет ребенку задание: «Найди спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – куклу найдешь, направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь». Ребенок выполняет задание. Отыскав все игрушки, он проговаривает, что и где нашел. Сначала детям предлагается выбор из двух, трех направлений, позднее – из четырех.

«Магазин»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, сверху, снизу и предлоги: над, под; называть местоположение предмета.

Оборудование: полки с игрушками ( вариант: плакаты с изображением игрушек на двух-трех полках).

Описание игры : Логопед знакомит детей с правилами игры «Магазин» Чтобы получить покупку, необходимо называть точное месторасположение товара. Например: «Я хочу купить предмет, который находится на нижней полке, слева от мячика». Сначала ребенок выступает в роли продавца, а логопед в роли покупателя, потом роли меняются.

«Засели домик»

Цель: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: плакат с домиком, фигурки зверей.

Описание игры : Логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок располагает фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.

«Ферма»

Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами; закреплять лексическую тему «домашние животные и птицы».

Оборудование: плакат «Домашние животные и птицы».

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем определить месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.

«Часики»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.

Оборудование: настенное пособие «Часики» с изображением фигурок животных напротив цифр.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы, например: кто находится между птичкой и лягушкой? правее, чем рыбка? ниже, чем жираф? кто находится дальше от зайчика, сова или кошка? кто находится над бабочкой? какие животные находятся между цифрами 4 и 8? Назови всех животных правее цифры 1, левее цифры 6, выше цифры 5, ниже цифры 11. Вариант усложнения игрового задания: дети придумывают аналогичные задания друг для друга.

«Птичка в клетке»

Цель: развивать внимание, учить ориентироваться в пространстве листа, передвигаться в нужном направлении, отсчитывая клеточки; закреплять понятия «вправо-влево», «вверх-вниз».

Оборудование: настенное пособие «клетка», состоящее из 9 клеточек (3 на 3, фигурка птички, которая крепится на любую клеточку.

Описание игры : В центре клетки ( вариант: в любой клеточке) сидит птичка, которая пытается вылететь из нее. На каждый ход птичка может пролететь только одну клеточку. Логопед говорит детям, куда полетела птичка (например, вправо, вверх, влево, вверх, а дети следят за ее передвижением. Как только птичка вылетает за границы клетки, дети хлопают в ладоши.

«Рисовалки»

Цель: закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать мелкую моторику; учить слушать и выполнять команды взрослого.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям выполнить задание по команде: «Нарисуйте точку, ниже точки – круг, справа от точки – крестик, слева от точки – квадратик, сверху от точки – треугольник; нарисуйте снежинку, над снежинкой – солнышко, справа от солнышка – цветок, под цветком – елочку», и т. д.

«Котята расшалились»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, различать верх и низ листа, определять в каком углу листа находится предмет; развивать внимание и память; учить использовать в речи слова, выражающие пространственные отношения.

Оборудование: лист бумаги; цветные фигурки четырех котят разного цвета.

Описание игры : Логопед знакомит детей с разноцветными котятами, которые собрались в центре полянки. Затем говорит: «котята расшалились и разбежались» (передвигает фигурки в разных направлениях). Дети должны показать и сказать, в каком углу какой котенок находится.

«Угадайка» (графические диктанты)

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику; развивать внимание, усидчивость.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям игровой сюжет, например: «У Маши сегодня день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки: игрушки, конфеты, торт. Отгадай, что подарил Маше ее самый лучший друг Миша?» Логопед предлагает ребенку нарисовать Мишин подарок по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги (предварительно поставив точку, от которой нужно выполнить задание) : 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вверх. Если ребенок правильно выполняет задание, то видит ответ на вопрос (цветок, а затем раскрашивает картинку. Примеры игровых сюжетов: «Ребята наряжали елку. Они украсили ее шарами, игрушками, конфетами, разноцветным дождиком и гирляндой. Помоги ребятам найти еще одно украшение для новогодней елки» (колокольчик). «Принцесса собирается на бал. Она надела красивое платье, туфельки, вяла с собой сумочку и веер. А чем еще принцессе дополнить свой наряд?» (шляпка).

«Путешествие по азбуке»

Цель: развивать внимание; учить передвигаться в заданном направлении; закреплять предлоги над, под; понятия «слева-справа», между; закреплять алфавит.

Оборудование: настенное пособие «Алфавит».

Описание игрового упражнения: Логопед диктует детям задание: я загадала слово, первая буква которого находится слева от буквы С, вторая буква находится между буквами Т и Ф, третья буква находится под буквой Г, четвертая буква находится над буквой З. Дети записывают каждую букву, а потом читают получившееся слово (рука).

Аналогичная игра «Азбука в картинках» : Логопед диктует задание: я загадала слово, первая буква которого находится справа от трубы, вторая буква - слева от крокодила, третья – над слоником, четвертая – под домиком, пятая – между свечкой и кубиками. Дети отгадывают получившееся слово (санки).

«Зашифрованные послания»

Цель: учить читать графические схемы с предлогами, используя эти предлоги в речи при составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: карточки с предлогами, картинки с изображениями предметов и животных; карточки на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Показывает карточки, например, рыбка – схема предлога в – аквариум; зайчик – схема предлога под – елочка. Дети составляют словосочетания: «рыбка в аквариуме», «зайчик под елочкой» и т. д. Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичное послание, выбрав картинки и схемы предлогов. Усложнение задания: логопед показывает детям карточки: птичка – схема предлога из – гнездо; кошка – схема предлога из-под – диван. Дети составляют предложения: «Птичка вылетела из гнезда», «Кошка вылезла из-под дивана» и т. д.

«Веселая линеечка»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, между, за, перед; учить ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет по отношению к заданному; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; учить употреблять в речи порядковые числительные.

Оборудование: линейка с цифрами от 1 до 9; пластиковые буквы в количестве 9 штук (можно использовать различные варианты дидактического материала, например, маленькие игрушки, фигурки животных и т. п.)

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям варианты заданий: найди букву, которая находится справа от буквы И, слева от буквы Ш; перечисли все буквы правее буквы Л, левее буквы О?; какая буква в ряду самая правая? самая левая? какой по счету стоит буква А? найди букву, которая стоит пятой по счету от буквы У; посчитай, сколько букв стоит правее буквы Ж; перечисли все буквы слева направо, справа налево; назови все буквы, стоящие между цифрами 1 и 5; назови все буквы, стояще правее цифры 7. Вариант усложнения игрового упражнения: дети сами придумывают аналогичные задания друг для друга.

Физкультминутка «Пляшущие человечки»

Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела, четко выполнять команды взрослого.

Описание: Логопед дает детям команду принять определенную позу или выполнить определенное упражнение, указывая положения рук, ног и головы. Например, ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука в сторону, голова повернута влево. Вариант задания: Логопед показывает детям карточку с изображением человечка в определенной позе, дети должны принять точно такую же позу, как на картинке (заранее оговаривается, что поза принимается в зеркальном отражении).

Список литературы

1. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

2. Елецкая О. В. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. М. : «Школьная пресса», 2003. – 68 с.

3. Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. – «Вопросы психологии», № 6, 1994.

4. Заика Е. В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. – «Вопросы психологии», № 1, 1995.

5. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.

7. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. М. : Наука, 1979. – 53 с.

8. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у младших дошкольников : сборник игровых упражнений. – Методическое пособие. – М. : «Школьная пресса», 2009. – 97 с.

9. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 112 с.

11. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 76 с.

12. Титова О. В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 84 с.

13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1993. – 64 с.

14. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации» Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой.

Проект с использованием театрально-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи «В гостях у сказки» Пояснительная записка. Театрально-игровая деятельность помогает воспитателю в организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии.

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Тема: «Развитие связной речи дошкольников, через сюжетно-ролевую игру» Актуальность выбранной темы Игра – является ведущим видом деятельности.

Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности» Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью.

Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют.

Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Познавательная игра «Птичка» на развитие самоконтроля Игра проводится с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 21:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД