МААМ-картинки

Конспект занятия «Головоломки»

Наталья Щёлокова
Конспект занятия «Головоломки»

Цель: побуждение интереса к решению обычных задач нетрадиционным способом, поддерживать расширение познавательных интересов и активности детей.

Задачи: познакомить со схемой и способами решения логических задач, закрепить практические навыки с помощью самостоятельной работы; развить пространственное мышление, научить решать логические задачи; воспитать аккуратность, целеустремленность и усидчивость.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, листы с задачами, кукла Мальвина.

Ход занятия:

Воспитатель звонит в колокольчик

Колокольчик позвони, нас в мир знаний приведи! Ребята, а у нас гостья.

Публикация «Конспект занятия „Головоломки“» размещена в разделах

Мальвина: здравствуйте, ребята! А вы знаете из какой я сказки (ответы детей). Да, ребята, я Мальвина, девочка с голубыми волосами. А вы знаете автора этой сказки (Алексей Толстой).

Воспитатель: Мальвина, а зачем ты к нам пришла?

Мальвина: я пришла к вам с просьбой. Вы знаете, что я занимаюсь обучением одного мальчика-шалунишки, которому уже совсем скоро идти в школу, но он не хочет учиться. Он все время повторяет, что все знает, а мои занятия скучные и не интересные. Вот я к вам и пришла за помощью. Помогите мне что-то такое придумать, чтобы ему стало интересно и он с удовольствием приходил на мои занятия и больше не сбега от нас с Артемоном.

Воспитатель: ну что, ребята, поможем, подскажем нашим друзьям?

Я предлагаю познакомит нашу Мальвину с удивительным миром Головоломок, и немного поиграть.

Мальвина, Головоломка – это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке. Головоломки очень интересные и очень полезные. Они существуют различных видов.

Логические – развивают логическое мышление (последовательность)

Математические – развивают математическое мышление (арифмит. вычисления)

Образно-логическое – развивают образное мышление и аналитические способности (анализ и сопоставление).

Как же появились головоломки. Появились они очень давно. Логические головоломки находят в древнегреческих писаниях, на стенах египетских пирамид и во многих исторических документах и памятниках. В конце 9 века наблюдался расцвет в истории головоломок, что закономерно связано с ростом уровня образования.

В конце 19 начале 20 веков, благодаря американцу Сэму Лойду и англичанину Генри Дьюдени головоломки получают очень широкое распространение, их печатают в различных изданиях и население очень увлечено головоломками.

Но затем было некоторое затишье в мире головоломок пока на сцену, в конце 70 годов, не вышел венгр Эрне Рубик со своим всемирно известным изобретением. Но Кубик Рубика, который изначально вовсе не был головоломкой, стал не только игрушкой, но и объектом серьезного исследования инженеров и математиков. Во многих странах проводились чемпионаты скоростной сборке кубика.

В современном мире на рынке появляется большое количество различных головоломок, призванные тренировать мозг человека и держать его в тонусе. Появился даже вид спорта – Пазлспорт – соревнование на скоростное решение головоломок и проводят регулярные Чемпионаты Мира по решению головоломок.

Воспитатель: ну что, ребята, давайте приступим к решениям головоломок, но для начала нам надо отдохнуть.

Физкультминутка (загадка)

Столько раз, друзья, присели,

Сколько дней у нас в недели!

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько в первом ряду парт.

Столько сделаем наклонов,

Сколько бабочек веселых.

А притопнем столько раз,

Сколько девочек у нас;

А прихлопнем столько раз,

Сколько мальчиков у нас!

Воспитатель: молодцы!

Ребята, головоломок огромное количество.

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной форме без привлечения каких-либо дополнительных предметов – это загадки, шарады, парадоксы. Давайте попробуем решить ребус.

Воспитатель: молодцы, ребята!

Головоломки с предметами – это головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки (демонстрация головоломок).

Механические головоломки – это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др. (демонстрация)

Печатные головоломки, для которых необходима бумага и карандаш – кроссворды, ребусы, японские кроссворды, математические и геометрические головоломки и др.

Компьютерные головоломки (программы-головоломки)флеш-головоломки, онлайн головоломки, пасьянсы и др.

Сегодня я вам предлагаю решить несколько головоломок.

1. Четвертый лишний

У трех предметов есть общий признак. Какой предмет лишний в ряду?

Ответ: автомобиль, фургон и грузовик относятся к наземному транспорту, а самолет – к воздушному.

2. Знакомимся с высказываниями

Вруниш (всегда говорит неправду) и Правдиш (всегда говорит правду) решили взять для внука одного кота. Правдиш: Рыжего брать не будем. Вруниш: Возьмем белого. Определи, кого же они выбрали.

Ответ: Правдиш говорит правду. Значит, кот-везунчик НЕ рыжий. Вруниш всегда говорит неправду. Значит, домой возьмут НЕ белого кота. НЕ рыжий и НЕ белый, значит, черный.

3. Последовательное исключение вариантов.

Вика, Полина и Коля раскрашивали картинки карандашами трех цветов: красным, синим и зеленым. Вика раскрашивала НЕ красным и НЕ синим. Какой карандаш был у каждого ребенка?

Ответ: у Вики был зеленый, у Полины – синий, у Коли – красный.

4. Математический ребус

Яблоко – 7, виноград – 12, банан- 6.

Ответ: 25

5. Группировка объектов

На отдыхе папа, мама, сын, дочка и бабушка решили покататься. Они взяли напрокат 3 велосипеда и 2 скутера. У папы и мамы оказались разные транспортные средства, а у папы и дочки – одинаковые. Сын и мама уехали на разном транспорте. На чем поехала бабушка?

Ответ: у папы, дочери и сына – велосипеды, у мамы и бабушки - скутеры.

6. Разбираем, рассуждаем

Егор, Иван и Сергей – друзья. У них разные увлечения: один пишет стихи, второй играет в футбол, а третий – шахматист. Как-то один их них сообщил другому: «Иван, мы обыграли соперника со счетом 2:1». Иван тут же отправил их товарищу смс такого содержания: «Сергей, срочно придумай стишок о победе наших футболистов». Догадайся, как зовут футболиста.

Ответ: Егор. Первое сообщение про победу адресовано Ивану, это значит, что он не футболист. Из следующего условия задачи понятно, что стихи пишет Сергей. Значит, в футбол играет Егор.

7. Судоку – это пазл из чисел. Цель игры – проставить числа от 1 до 9 в каждом ряду, столбце и блоке квадратов (демонстрировать слайды презентации)

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Вам понравилось решать головоломки?

Мальвина, а для тебя и Буратино, мы дарим книгу с головоломками. Пусть ваши занятия проходят интересно и познавательно. До свидания и ждем вас в гости.

Итог занятия : (вывод делают дети)

Мы узнали историю возникновения головоломок их виды, познакомились с некоторыми из них. Решение головоломок активизирует умственную деятельность, развивает пространственное мышление, помогает быстро обрести навыки решения задач, которые пригодятся в школе. Поиск решения логических задач формирует такое важное качество, как настойчивость. Задания бывают довольно сложные, и иногда их даже приходится решать заново.

Мы понимаем: «Не все приходит сразу, часто нужно приложить для победы много усилий, пробовать не один раз, прежде чем дойдешь до конца»

Прикреплённые файлы:

golovolomka_6knh1.pptx | 703,61 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группыМастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы После изготовления детьми дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных возникла необходимость создать условия для хранения.

Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной головоломки в подготовительной группе детей с ЗПР»Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной головоломки в подготовительной группе детей с ЗПР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт «Постигаем тайны.

Игры-головоломки для детей 6–7 летИгры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры-головоломки с палочкамиИгры-головоломки с палочками Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Лэпбук «Грамматические головоломки» своими рукамиЛэпбук «Грамматические головоломки» своими руками Лэпбук предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы. Цель: сформировать у детей интерес к родному языку,.

Мастер-класс по изготовлению головоломки из бросового материалаМастер-класс по изготовлению головоломки из бросового материала Мастер – класс по изготовлению головоломки Это интересная и увлекательная головоломка доступная для детей 3-6 лет. Головоломка развивает.

Познавательно-конструктивная деятельность «Комнатные растения» в старшей группе с использованием головоломки «Танграм»Познавательно-конструктивная деятельность «Комнатные растения» в старшей группе с использованием головоломки «Танграм» Тема: «Танграм – комнатные растения» Цель: Создание условий для формирования первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Презентация «Головоломки — любознательным дошкольникам и младшим школьникам о животных «От стрекозы… до ягуара» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующие головоломки из моей серии, которые являются своеобразными экологическими играми.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Головоломки»
Опубликовано: 31 января 2022 в 20:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД