Папки-передвижки

Занятие «Имею право, но обязан»

Людмила Потанина
Занятие «Имею право, но обязан»

Возрастная категория: дети 12 – 15 лет

Цели:

• воспитание правовой грамотности воспитанников;

• познакомить детей с представлением о том, что они имеют

неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах

ребенка, научить применять их в жизни;

• научить соотносить права и обязанности;

• способствовать осознанию ответственности за свои права;

Публикация «Занятие „Имею право, но обязан“» размещена в разделах

• формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

• познакомить детей с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

• помочь воспитанникам осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями, листы с текстами для анкетирования, листы, на которых перечислены основные права детей из Конвенции прав ребенка, листы со словами для разыгрывания сценок.

Литература:

1. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007

Эпиграф:

«Детству следует оказывать величайшее уважение».

Древний мудрец Ювенал

Ход занятия

1. Оргмомент (сообщение темы и целей занятия)

2. Вступительное слово социального педагога: дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных людей появился могущественный заступник. После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы : равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому 20 ноября 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание.

Сокращённый перечень прав ребёнка

(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если мальчик был крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (дети отвечают)

/Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Ребята, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет? Права– возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности– это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг– поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений)

А теперь пришло время представить наши команды.

3. Представление команд и членов жюри.

4. Выпонение заданий:

1 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека, вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

2 задание:

Сейчас более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника :

Право на бесплатное образование.

Право на получение дополнительного образования.

Право на охрану жизни и здоровья.

Право свободы выражения своих убеждений.

Право посещать мероприятия.

Право на защиту.

Право на отдых.

Право пользоваться библиотекой.

Право избирать и быть избранным.

Право на обучение по индивидуальным программам.

Право на выбор образовательного учреждения.

Право вступать в общественные организации.

Право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

• Добросовестно учиться.

• Беречь школьное имущество.

• Уважать учащихся и работников школы.

• Выполнять устав школы.

• Выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка.

(Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

3 задание:

Нарисуйте (можно схематично, какие обязанности чаще всего нарушают обучающиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку.

1. Староста: Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

2. Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Задание: назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые здесь нарушались.

Вывод: вы хорошо усвоили такие права как… и такие обязанности…

4 задание «Придумай-ка!»

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

1. Правда суда не боится. ( статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

2. Жить – родине служить. ( статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

3. Грамоте учиться – всегда пригодится. ( статья 26: право на образование)

4. Всякому мила своя сторона. ( статья 13: право на свободу передвижения)

5. Делу – время, а потехе – час. ( статья 24: право на отдых и досуг)

6. Дело мастера боится. ( статья 23: право на труд)

7. При солнышке тепло, при матери – добро. ( статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)

8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. ( статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

9. Дружба дружбой, а денежки врозь. ( статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)

10. Волка ноги кормят. ( статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. ( статья 23: право на труд)

12. По заслугам и почёт. ( статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)

13. Тот герой – кто за родину горой. ( статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

14. Один в поле – не воин. ( статья 20: право на свободу мирных собраний)

1.15. Любишь кататься – люби и саночки возить. ( статья 23: право на труд)

5. Конкурс кроссвордов «Разгадай-ка!»

(Каждой команде выдаётся кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты).

Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6

Кроссворд:

Хезмэт,керем,конвенция,олы,укытучы. (что это такое) хокук

Чек,банк,укучы,ылыс,реформа. (что это такое) бурыч

6. «Литературно-правовая викторина».

- Ребята, вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаются листы).

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

- Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

( Ответ: ст. 31, в которой признается право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

( Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше.

7 конкурс «Угадай-ка!»

Командам зачитываются характеристики героев, и дети должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила)

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)

3) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

4) Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

5)Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

6) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей : покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

7) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

8) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

9) Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т. е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

10) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

8. Подведение итогов (Рефлексия)

1. Дети заполняют анкеты.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Я ребенок — и я имею право!»Долгосрочный проект «Я ребенок — и я имею право!» Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатель высшей квалификационной категории Маврина.

Игровая программа «Я ребенок! Я имею право!» В рамках празднования дня защиты детей в тесном сотрудничестве с прокуратурой в нашем дошкольном учреждении прошел конкурс плакатов «Мы.

Конспект НОД «Имею право» Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Имею право» Цели: ознакомление детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я имею право» Цель Формирование у детей первоначальных правовых знаний Задачи: • Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях • Способствовать.

Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево» Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать,.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Я ребенок, и я имею права»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Я ребенок, и я имею права» Изготовление лэпбука «Я ребенок, и я имею права» Бесспорно, ребенок должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя.

Открытое занятие «Каждый человек обязан знать что… !» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской.

Открытое занятие «Право ребенка на имя» (Старший дошкольный возраст) .

Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ. Сообщение на общем родительском собрании «Я имею право…» 1 слайд. Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует.

Работа пластилином «Я имею право на имя… Первая буква моего имени»Работа пластилином «Я имею право на имя… Первая буква моего имени» В рамках недели «Права ребенка» мы с ребятами старшей группы провели очень интересное занятие по лепке – каждый ребёнок вылепил из пластилина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Имею право, но обязан»
Опубликовано: 11 января 2017 в 11:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД