Давыдова Юлия Владимировна
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с детьми с ФФНР «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте с детьми с ФФНР
в подготовительной к школе группе
Тема: «Космическое путешествие».
Цель: Формировать у детей развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи.
Задачи:
Обучающие :
• содействовать развитию навыков звукового анализа слов; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• совершенствовать технику осознанного чтения слов; обогащать словарный запас детей.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с детьми с ФФНР „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитывающие:
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и других детей, желание и умение работать в коллективе.
Форма: подгрупповая
Методические приё мы: словесные, наглядные, игровые, практические, проблемные вопросы
Словарная работа:
«звук», «слог», «слово», «предложение», «буква».
Оборудование: компьютер, звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; учебник «Букварь»; лазерный карандаш для рисования звёзд ;цветные фишки для звукового анализа слова.
Предварительная работа: звуковой анализ слова, гласные, согласные, работа с предложением, деление слова на слоги, беседа и просмотр презентации о планетах солнечной системы, о волканах, разучивание физминутки, чистоговорки.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
II. Эмоциональная настройка. - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
Слышится голос: «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с огромной скоростью приближается к неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется, я не знаю».
III. Беседа.
Логопед: – Ребята, а вы знаете, как называется эта планета?
Слайд №1.
Дети: – Земля.
Логопед: А кто живёт на планете Земля?
Дети: – Земляне.
Слайд №2.
Логопед: – Какие планеты вы ещё знаете? А как можно назвать жителей других планет?
Дети: – (Ответы).
IV. Постановка учебной задачи
Появляется инопланетянин.
– Здравствуйте, меня зовут Абвгдеец. Я прилетел с планеты Абвгдейки за помощью.
Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите мне её вернуть? Чтобы вы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание Абвгдейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.
АБВГДеец: Ребята, вы поможете мне?
Дети: Да
Логопед: – Ребята, а на чём мы можем отправимся в путь?
Дети (хором) : – На ракете.
Слайд №3
Логопед: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит, что в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети, для этого нам нужно сдать экзамен. У нас на доске билеты.
(На доске вывешены цветные карточки-билеты, на обороте которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу. Вопрос задаётся после того, как дети прочитают слово на карточке)
1. Звуки и буквы.
Логопед: Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими
2. Слог
Логопед: Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
3. Предложение
Логопед: С какой буквы пишется начало предложения?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.
Логопед: Что ставится в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставится точка; вопросительный или восклицательный знак.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием, и за это нам прислали первую букву - Б. Заняли свои места, приготовились к старту, но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной.
IV. Артикуляционная гимнастика
Лягушка, слоник, блинчик, чашечка, чистим зубки, качели, лошадка, грибок.
V. (Чистоговорка. Выполняется хором).
Ли – лэ – ла.
Ри – рэ – ра.
Эни – бэни.
Рики – таки.
Шурба– урба.
Синти– бряки.
Логопед: – С языком ознакомились.
Наша ракета в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться.
Слайд №4
Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. Три-два-один. (Пуск).
VI. Деление слов на слоги.
Логопед: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове.
Слайд №5 «Лебедь»
Слайд №6 «Лев»
Слайд №7 «Геркулес»
Дети: – (делят слова на слоги)
Логопед: – Молодцы, справились с заданием. За это Абвгдейцы прислали нам вторую звезду (У).
А мы отправляемся дальше. Что же м видим на нашем пути?
Слайд №8 «Луна»
VII. Звуковой анализ слов.
Логопед: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова луна).
Логопед: – Мы замечательно справились с заданием, получили третью звезду (К) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.
VIII. Физкультминутка.
Хоровод планеты водят
В вышине на небосводе.
Заключили солнце в круг
И летят за другом друг.
В небе ясном солнце светит - (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете - (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля - (дети разводят руки в стороны)
Логопед: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Слайд №9
Дети (хором) : – Комета.
IX. Вставим недостающие буквы
Логопед: – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: плане…а, солн…е, созве…дие.
Логопед: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (В). А на нашем пути следующее испытание.
Сквозь космические пробки
Мимо звезд и прочих тел
Я в летающей коробке
К вам на праздник прилетел!
Здесь под этой чудной елью
Все мы братья по веселью!
Обнимись со мной, землянин –
Я же…
Дети:– инопланетянин!
Слайд №10
Логопед: – Составьте предложение по картинке.
Дети: – Дети составляют предложение.
Логопед: Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Второе? Третье?
Дети: (Ответы детей)
Логопед: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (А).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
Логопед: – Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (заранее к потолку подвешены звёзды со слогами и спрятаны за доской). Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КЕ, РО, КА, РА, ТА, ЛЯ, МЕ, УТ, РУ, ПУ, РЕ, ЗА, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
Логопед: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Р).
Логопед: – Ребята, у вас на столах закодированное слово, чтобы отгадать его, вам нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы.
(Дети зачёркивают неправильно написанные буквы).
Логопед: – Прочтите, что у вас получилось.
Дети: – МОЛОДЦЫ.
Слайд №11
Логопед: – Все справились с заданием и за это мы получаем последнюю буку (Ь).
Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.
(Дети из звёзд выкладывают слово.)
Дети:– БУКВАРЬ.
Слайд №12.
Логопед: – Это нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть букварь Абвгдейцу. (Прощаемся с Абвгдейцем)
А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Дети (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
Слайд №13.
Релаксация: (2 мин.)
Логопед: дети я предлагаю вам пройти за столы: вспомнить и нарисовать звёздное небо. Давайте, попробуем сначала пальчиком в воздухе нарисуем звездочки, а затем нарисуем их на листе бумаги.
Молодцы! У всех получились очень интересные работы.
Сейчас каждый из вас возьмет свой рисунок и закрепит на доску.
Посмотрите, какое большое, необычное звездное небо получилось из ваших отдельных рисунков!
XII. Подведение итогов.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным?
Логопед: На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: – До свидания.