Вера Васильевна Баранова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х]-[х’]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х ] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
• Познакомить с буквой Х, составлять слоги, слова из букв.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [х]-[х’], Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х ] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
• Выделять звуки [х], [х ]. начале, в середине и в конце слова.
• Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-Хь.
• Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов.
• Совершенствовать чтения слогов, слов, предложений.
• Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материал: рабочие тетради Е. В. Колесниковой «От А до Я», цветные карандаши, счетные палочки. Красные, синие, зеленые кружочки.
Оборудование: методические пособие с буквами. Учебно-методический комплект: Е. В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Предварительная работа. Словесные игры: «Доскажи словечко», «Узнайте звук», «Кто внимательный».
Методические приё мы:
Отгадывание загадок.
Игровая ситуация.
Наблюдение за работой детей.
Показ и объяснение воспитателя.
Ситуативная беседа.
Анализ воспитателем.
Ход занятия:
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель..
У меня сегодня новость.
Наши гномики Гласик, Твердыш и Мякиш приготовили подарки для вас, они в посылке, но открыть посылку можно тогда, когда мы все задания, которые они приготовили, выполним.
Будем выполнять задания?
Вот первое задание.
Поиграйте в игру «Назови мягко. (игра с мячом)
Я называю слог с твердым звуком, а вы с мягким.
Наприме, я –ма, а вы - мя, я ду, а вы дю.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Ребята, а сейчас поиграем в игру «Добавь звук, который потерялся из слов».
Пету…Х горо. Х, запа…Х, шоро…Х, сме…Х, стра…Х.
Молодцы! Хорошо поиграли со звуками!
А теперь сядем за столы.
Воспитатель: Ребята, внимание на картинки, послушайте загадки:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я. ( Дети: Хоккей).
Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно это – (Дети. Хлопушка).
Воспитатель. В какую игру играю спортсмены? Как называется игрушка? Назовите первый звук в названных словах.
Ответ детей. Спортсмены играют в хоккей. Игрушка называется, хлопушка. Звук «Х»
Это какой звук : гласный или согласный? Почему?
Звонкий или глухой?
Воспитатель. Послушайте скороговорку:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!»
Какие звуки вы слышали чаще всего? ([х-х’])
- Все мы с вами любим посмеяться. Давайте посмеемся:
Мы смеемся тихо: хи-… (хи-хи-хи).
Мы смеемся громко: ха-… (ха-ха-ха).
Мы смеемся тихо: хе-… (хе-хе-хе).
Мы смеемся громко: хо-… (хо-хо-хо).
- Как звучал звук в смехе (Твердо и мягко)
- Повторите смех, где звук [х] звучит твердо. (ха-ха-ха, хо-хо-хо)
- Повторите смех, где звук [х] звучит мягко. (хи-хи-хи, хе-хе-хе)
Каким кружком обозначаем твердый согласный звук? Мягкий?
Воспитатель. Я буду называть слоги, а вы будете поднимать синий кружок, если звук звучит твердо, зеленый, если мягко.
ХО, ХУ, ХИ,ХЕ, ХА, ХЁ.
А теперь проверим, звонкий этот звук или глухой.
Воспитатель: Так что же мы можем рассказать об этом звуке?
Он согласный, глухой, может быть мягким, и твёрдым.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Воспитатель. Выполняем следующие задания гномов!
Воспитатель. Ребята, как и у всех звуков «Х» и ХЬ, есть письменный знак –вот он (показ буквы)
Две доски я накрест сбил,
Стул себе я смастерил,
Он похож на букву ХА,
Но конструкция плоха.
Воспитатель. На что похожа буква «Х»?
Ответ детей. На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….
Воспитатель. Ребята, скрестите указательные пальцы левой и правой рук. Выложите букву «Х» из счетных палочек.
Физминутка.
Поиграем в Хомячка
Сначала послушаем.
Теперь вместе повторим.
А теперь покажем хомячка.
Хомка, хомячок, полосатенький бочок.
раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
хочет сильным стать.
Воспитатель. Откроем тетради, там, где закладка.
Готовы? Посмотрите на слоговой домик.
Нам нужно поселить в него букву Х.
Какие карандаши нам понадобятся?
Перед какими гласными мы будем писать синим карандашом? Почему? Они не смягчают. А зеленым? Напишите букву Х в слоговом домике, сначала по точкам, затем самостоятельно. Прочитаем слоги. (Пальчики поставили на верхний этаж слева! Прочитали.
На этаж справа! Почитаем)
Давайте теперь с нашим ёжиком поиграем в Эхо! Воспитатель. А теперь ещё одно задание. (на доске незаконченные слова (зад. 2 с. 46)
Допишите простым карандашом в пустых квадратах букву Х, а потом прочитайте слова, которые у вас получились.
Кто прочитал первое слово?.
Ответ детей. ХЛЕБ, САХАР, ХАЛВА.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Давайте проверим вместе. (Читаем слова на доске)
Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания гномов! Все вы были молодцы, спасибо! мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии, выполняя задания наших гномов. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Что вы дома родителям сможете рассказать об этом звуке и этой букве?
Что ж пора получать подарки!