МААМ-картинки

Занятие по познавательному развитию «Свойства воды»

галина морозовская
Занятие по познавательному развитию «Свойства воды»

Свойства воды

Цель: развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи: Образовательные: - познакомить со свойствами воды : прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы; -научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе; - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. Развивающие : - учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение; - стимулировать познавательную активность детей.

Публикация «Занятие по познавательному развитию „Свойства воды“» размещена в разделах

Материалы:

Прозрачные сосуды разной формы; одноразовые ложечки; вещества ( которые будут растворяться в воде: мука, сахар, соль, масло); фотографии, рисунки на тему «Вода».

Ход занятия.

Работа в парах, стоя.

- Дорогие ребята, в начале нашего занятия я предлагаю поздороваться.

Дети поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

-Успеха (указательными пальцами)

-Большого (средними)

-Во всем и везде (безымянными)

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Я хочу рассказать вам сказку.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима (назовите мне зимние месяцы, три месяца – Весна (весенние месяцы, три месяца – Лето (летние месяцы) и три месяца – Осень (осенние месяцы). Но однажды Зима решила, что она самая главная, и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод» (по ходу сказки выставляются картинки времен года).

- Как вы думаете, о каком чуде может говорить Весна? (Солнце)

Если солнце будет ярко светить, что произойдет? Что получится? (вода)

Давайте вспомним, где бывает вода на нашей планете.

- Бывает вода в морях. Вода в море – как назвать её по-другому – морская.

Бывает вода в океанах. Вода в океане – как назвать её по-другому - океаническая;

-А вы знаете, что общего между морской и океанической водой? (Она соленая)

-Бывает вода в реках, озёрах, родниках, болотах. (Речная, озёрная, родниковая, болотная вода) Какая это вода? (пресная)

-Вода бывает питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой. Прежде, чем вода попадет к нам в квартиры, ее чистят на водоочистных сооружениях. Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

-Ребята, представьте себе, что мы с вами очутились не в группе, а в научной лаборатории. Как вы думаете, кто работает в лаборатории, и чем они занимаются?

-Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, все записывать.)

-Давайте наденем защитные фартуки и сядем за столы. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.

Опыт 1.

Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я налила обычную питьевую воду из- под крана. А теперь сквозь воду в стаканчике посмотрим на игрушки, на ваши лица. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо.

Вывод: Значит первое свойство воды : чистая вода – прозрачная. - А сейчас на некоторое время мы станем фокусниками. Возьмите пузырек с водой. Какая там вода? (чистая, прозрачная). Взболтайте пузырек. Что произошло? (вода окрасилась) Откройте крышки и посмотрите на них. Что вы видите? Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

Опыт 2.

Воспитатель: Попробуем положить шарик и кубик в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по – другому. Давайте перельём воду в любой сосуд по вашему выбору. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.

Вывод: Второе свойство воды : в отличии от твёрдых тел вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.

Физминутка.

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Опыт 3. - Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Опыт 4.

Ещё одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе лежат различные вещества: мука масло, сахар.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остаётся прозрачной.

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как стаканчик с водой постоит, мука оседает на дно, но растворы продолжают быть мутными.

-масло не растворяется в воде: оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

А теперь мы попробуем нашу воду очистить. Для этого мы сделаем фильтр из ватных дисков, вложенных в воронку.

По окончанию процесса делаем следующие выводы :

-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо. Видны следы масла.

-хуже всего отфильтровался сахар, который хорошо растворился в воде.

- после фильтрования раствора муки остались мелкие частички, но большая часть осталась на самом фильтре.

Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какой-нибудь реки или подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях, с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить компот. Но даже такую очищенную, отфильтрованную от грязи воду, нельзя пить прямо из-под крана. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

Опыт 5. - Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? - А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху» : я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик, дети определяют, чем пахнет.) - Давайте перемешаем. Теперь понюхайте ещё раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином)

- Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами. Вам понравилось? А что особенно вам особенно понравилось? Какие трудности вы испытали при проведении опытов?

Публикации по теме:

«Какая же вода?» НОД по познавательному развитию во второй младшей группе по изучению свойств воды«Какая же вода?» НОД по познавательному развитию во второй младшей группе по изучению свойств воды Цель: изучить свойства воды Задачи: - познакомить детей со свойствами воды - развивать любознательность - воспитывать бережной отношение.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды» Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды".Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды.

Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение воды для человека, животных, растений» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Проект по познавательному развитию с детьми раннего возраста «В поисках воды»Проект по познавательному развитию с детьми раннего возраста «В поисках воды» Проект «В поисках воды»Автор: воспитатель: Савельева Н. В. Вид проекта: познавательно-экспериментальный. Продолжительность проекта: три недели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию «Свойства воды»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 20:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД