Анастасия Беленькая
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию в старшей группе.
Путешествие к мастерам Хохломы
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения этого промысла и особенностями изготовления хохломской посуды ;
- развивать интерес к народному прикладному искусству;
-активизировать познавательную деятельность детей.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие к мастерам Хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
1. Организационный момент. Приветствие.
Наш любимый детский сад идут по кругу,
Утром встрече очень рад!
Дружат здесь все деточки,
Как ягодки на веточке - останавливаются, качают сцепленными руками
Не «калинки», отрицательный жест пальчиком правой руки
Не «малинки», отрицательный жест пальчиком левой руки
А весёлые «рябинки»! «фонарики»
Воспитатель: Доброе утро красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало в старину слово «красный»? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: а что делает людей красивыми? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: А посуду, что может украсить? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Узоры, нанесенные художником на изделие, называется – росписью. Мы с вами уже знакомы со многими видами росписи, давайте вспомним их. (показ картинок с такой росписью, как, гжель, городецкая).
(Гжель- вид народного промысла, в котором мастера украшали своеобразными росписями синих и голубых цветов предметы посуды и декоративные фигурки из белой глины.)
2. Основная часть.
В: Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие на русскую ярмарку.
А кто знает, что такое ярмарка (ярмарка - рынок, базар.) На ярмарке народ веселится, водит хороводы, продаёт и покупает различные товары. Хотели бы вы там оказаться?
Тогда глазки закрываем. Покружились, покружились и на ярмарке очутились. Открывайте глазки. (воспитатель накидывает на плечи русский платок)
Воспиатель: Ребята посмотрите кто нас встречает. Это девочка и зовут ее Злата. (кукла)
Злата: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Но вот беда, одна телега с товаром по дороге сломалась. А нам так нужны еще ложки и чашки.
Воспитатель: Не грусти Злата, может быть мы сможем тебе помочь. Поможем ребята? Только ты нам подскажи и научи как нам это сделать!
Злата: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка.
А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. И жили они в селе под названием Хохлома. Много лет назад крестьяне этого села стали делать такие красивые изделия. Они знали, что у богатых есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую посуду, но где же взять простому человеку золото! И тогда они придумали свой способ изготовления «золотой посуды». Ребята возьмите в руки посуду, почувствуйте сколько тепла она излучает, гладкая на ощупь, блестящая. Рассмотрите ее. Дети рассматривают изделия.
Воспиатель: Ребята, а из чего сделана эта посуда? Значит какая она? (да, вся эта посуда деревянная).
Воспитатель: «Посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?Ответы детей
Как вы думаете, умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника, листики, завитки, точечки, усики.
2.1 Физ. минутка
Ребята, на ярмарках народ не только хвалился своим мастерством, товарами, но и проводил представления, водил хороводы, проводил разные игры. Давайте и мы с вами сыграем в игру. Становитесь в хоровод.
Русская народная малоподвижная игра
У Миланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей.
С такими ушами-приставляют ладони к ушам.
С такими глазами- показывают руками «очки»
С таким носом длинным и курносым-показывают руками «нос»
С такой головой- соединяют руки над головой.
С такой бородой-показывают «бороду»
Ничего не ели-качают головой из стороны в сторону.
Ничего не пили.
На нее глядели- приставляют ладонь ко лбу.
И дружно делали вот так.
В: Ребята, понравилась вам игра? А вы не забыли, что мы обещали Злате помочь. Давайте спросим у нее, а как же изготавливали эту посуду.
Злата: Сначала мастера вырезали из дерева разную посуду-тарелки, стаканы,ложки. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем глины. Потом снова сушили, полировали, покрывали серебряным порошком и расписывали. Расписную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро начинало гореть как золото. Село,в котором изготовляли такую посуду называлось Хохлома. По названию этого села и посуду стали называть Хохломской.
Воспиаттель: Злата, а может мы тоже сегодня побудем мастерами хохломской росписи. Приглашаю вас ребята в МАСТЕРСКУЮ. (Дети проходят за столы). Вы – ученики, а я буду мастерица
3. Работа в тетради.
Сегодня мы с вами распишем деревянную сахарницу и ложку. А ну-ка, подскажите, какие краски нам нужны? (красная, желтая, черная).
Воспитатель:Вот и потрудились мы, постарались.
Злата: Спасибо вам ребята! какая красивая у вас посуда получилась! Обрадую наших мастеров, что столько замечательных товаров я смогу сегодня на ярмарке продать. Ну а сейчас я с вами прощаюсь, пора мне на ярмарку. До свидания!
4. Рефлексия:
В: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, понравилось вам оно вам? Где мы сегодня побывали? Что вы сегодня запомнили? Что больше всего вам понравилось в нашемпутешествие? Что расскажите родителям?