Елена Павленко
Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1.
СКАЗКА «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗВУКИ»
Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико-фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.
Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.
Ход занятия
Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах
«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол — нижнее нёбо, дверь — губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть).
. Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка).
. И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога) : [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет [м-м-м], то к потолку прижмёт [т-т-т], то заставит звуки шипеть [ш], фыркать [ф], свистеть [с], хрипеть [х]. То бьёт Змей Горыныч хвостом [р]. Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками». (По Л. П. Царёвой.)
Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.
Игра «Наряди звук в платьице» на различение на слух гласных и согласных звуков с показом фишки нужного цвета.
Игра «Назови словечко» (проводится в кругу с мячом, в которой нужно назвать слово на заданный звук.
Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками). Необходимо выделить первый звук в слове, определить, гласный он или согласный, положить возле условного домика соответствующего цвета.
Выполнение практического задания на индивидуальных листах «Бусы для Змея Горыныча».