Анастасия Гредякина
Занятие по развитию речи «Дикие животные» для детей старшего возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Дикие животные» для детей старшего возраста с ОНР.
Цель: расширение и активизация словаря, обучение детей составлению описательного рассказа о диких животных.
Задачи:
1. коррекционно-образовательная:
• обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
2. коррекционно-развивающие:
• закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;
Публикация «Занятие по развитию речи „Дикие животные“ для детей старшего возраста с ОНР» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
• развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;
• обобщать знания о диких животных;
3. коррекционно-воспитательная:
• воспитывать бережное отношение детей к животным.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, картинки с изображениями диких животных, их жилища, продуктов их питания и производства, записи голосов животных, схема – таблица описания диких животных.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Л. : Здравствуйте, ребята, какой сегодня чудесный день! Я очень рада вас видеть. Давайте дружно улыбнемся, как котик на солнце, а теперь – как хитрая лисица, а теперь – как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!
2. Объявление темы.
Л. : Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес, а составит нам компанию Маша из известного вам мультфильма. У Маши в лесу есть много друзей. Хотите посмотреть кто это? Тогда закройте глаза. Дети закрывают глаза, а на экране появляются фотографии животных: волк, медведь, лиса, белка, ёж, заяц, кабан, лось, бобёр, корова.
Л. : Ребята, какие животные появились на нашем экране? Посмотрите, на картинке все правильно, кажется здесь кто-то лишний? Кого надо убрать?
Корову.
Л. : А кто скажет, почему эти животные называются дикими? (потому что за ними не нужен уход, они сами себя кормят, сами строят себе жилище, сами заботятся о потомстве). Чтобы выжить им человек не нужен.
В лесу можно увидеть очень много следов.
3. Игра «Чьи следы?». Следы животных приведут нас в их жилища.
4. Игра «Кто, где живет» (закрепление знаний о жилищах диких животных).
Л. : Давайте вспомним, кто, где живет.
Логопед задает вопрос как называется жилище того или иного животного, дети отвечают полным ответом.
Пример: Где живет белка? Белка живет в дупле.
Ёж живет под кустом.
Волк живет в логове.
Бобёр живет в хатке.
Лиса живет в норе.
Медведь живёт в берлоге.
Л. : Очень хорошо, но в своих жилищах животные живут не одни, у каждого есть своя семья.
5. Игра «Назови семью» (закрепление знаний о детенышах диких животных).
Дети должны назвать всех представителей семейства.
Он – заяц, она – зайчиха, детеныш зайчихи – зайчонок, детеныши зайчихи - зайчата.
1. Волк – волчица – волчонок (волчата)
2. Ёж – ежиха – ежонок (ежата)
3. Белка – бельчиха – бельчонок (бельчата)
4. Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
5. Бобр – бобриха – бобрёнок (бобрята)
6. Лис – лиса – лисенок (лисята)
Л. : Молодцы, ребята. Кто знает, чем мы можем угостить диких животных, чем они любят лакомиться в дикой природе?
6. Игра «Кто, чем питается».
Задача детей назвать животное и угощение в форме дательного падежа. Дети дают полный ответ.
Пример: Что мы дадим зайцу? Зайцу дадим морковь и листья.
Что мы дадим волку? Волку дадим мясо.
Что мы дадим лисе? Лисе дадим рыбу и мышь.
Что мы дадим белке? Белке дадим грибы и шишку.
Что мы дадим медведю? Медведю дадим малину и мёд.
Что мы дадим ежу? Ежу дадим ящерицу, жука, дождевого червяка и мышь.
Затем надо изменить форму ответа и поставить продукт питания в форму творительного падежа.
Пример: Чем питается заяц? Заяц питается морковью и травой. И т. д.
Чем питается волк? (Мясом).
Чем питается лиса? (Рыбой, мышью).
Чем питается белка? (Грибами, шишкой).
Чем питается медведь? (Малиной, мёдом, рыбой).
Чем питается ёж? (Ящерицей, жуком, дождевым червяком, мышью).
Л. : За свои любимые лакомства животные благодарят нас и говорят «Спасибо!». Но каждый говорит по-своему.
7. Игра «Кто, как голос подает».
Послушай и отгадай, какое животное издает такой звук?
Л. : Волк что делает? (воет);
Заяц высокий пронзительный крик.
Ёж фыркает.
Белка цокает.
Медведь ревет, рычит.
Бобр чавкает, визжит.
Лиса лает.
Л. : Очень хорошо, дети!
А давайте посмотрим, какую же пользу дикие животные приносят человеку и природе.
8. Помощь людям (закрепление знаний о пользе диких животных).
Дикие животные дают человеку мясо, шкуры, ценный мех, рога и когти для декоративных целей. Человек получает удовольствие от наблюдения за этими удивительными животными. Некоторых животных можно назвать санитарами леса.
9. Рассказ – описание с опорой на таблицу:
Л. : Ребята, мы с вами узнали много о диких животных. А теперь давайте придумаем рассказ про кого-нибудь из животных, например про медведя. А помогут нам в этом опорные картинки-символы.
Сначала рассказ – описание составляет логопед, затем кто-то из детей.
«Медведь – это дикое животное. У него коричневая, бурая шкура. У медведя небольшая круглая голова. На голове есть маленькие круглые коричневые уши, черные глаза и черный нос. У медведя большое неуклюжее туловище, маленький хвост, четыре мощные лапы с острыми когтями. Тело его покрыто густой жесткой шерстью средней длины. Медведь рычит и ревёт. Летом он питается малиной, мёдом, рыбой, а зимой спит в берлоге. Охотясь на медведя, человек получает вкусное и очень питательное мясо и жир, теплую шкуру.
10. Итог занятия:
О ком мы сегодня говорили?
Почему эти животные называются дикие?
Для чего существуют дикие животные в природе?
Маше очень понравилось с нами путешествовать! До новых встреч!