Елена Жукова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Тема: Составление рассказа «Здравствуй, Зимушка - Зима»
Практические задачи:
1 Формировать умение составлять короткий рассказ по данному началу с опорой на картинки.
2 Упражнения в выделение родственных слов к словам «зима», «снег», «мороз».
3. Согласование прилагательных с существительными в роде, обогащение лексики действительными причастиями настоящего времени.
4. Воспитывать коммуникабельность, любовь к родному краю.
Оборудование:
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Здравствуй, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Декорации зимнего леса, магнитофонная запись (завывание вьюги, песня «Сами саночки везут», письмо, картинки, шкатулка, свечи.
Предварительная работа:
о Чтение художественной литературы о зиме (А. С. Пушкин «Зимнее утро», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Белый снег», И. 3. Суриков «Детство») о Чтение русских народных сказок («Мороз Иванович», Госпожа Метелица», «Морозко»)
Работа над семантикой слов: лютая, суровая.
Ход занятия.
Дети играют в игру.
В: Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо. А кто его написал, вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица - белобока, белолица.
Как махнула рукавом - все покрыла серебром.
Правильно, ребята, пишет вам Зимушка - Зима. Прочитаем письмо?
Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нравится, как вы проводите зимние деньки, катаясь на санках, лыжах, коньках. Мне приятно видеть вас румяными, веселыми, озорными. Я хочу пригласить вас в зимний лес, и подготовила для вас сюрприз. Но, чтобы получить его, вы должны выполнить мои задания.
С нетерпением жду вас в гости, Ваша Зимушка - Зима.
В: Ребята, а вы любите сюрпризы? Ну тогда в путь! А на чем мы сможем отправиться в лес зимой? В лес зимой лучше отправиться на санях. Усаживайтесь поудобнее в саночки и поедем.
Звучит музыка «Тройка». Дети едут в саночках.
В: Ну вот, мы и приехали. Посмотрите, как красиво кругом! А какая тишина стоит в лесу, только слышно завывание вьюги.
Звучит музыка - завывание вьюги.
В: А как вы думаете, почему зимой в лесу так тихо?
Ответы детей.
В: Лес спит, отдыхает, укрывшись мягким, теплым, пушистым одеялом. В лесу зимой тишина и покой. А что это за сугроб? Там, по-моему, кто-то спит (ответы). Да, это, наверное, берлога медведя. Тише, не будите медведя, пусть он отдохнет за зиму. А вот и задание от Зимушки - Зимы.
Воспитатель читает задание:
Задание №1.
Ребята, подберите признаки к словам зима, снег, мороз.
Ответы детей.
В: Зима (какая) - холодная, морозная, снежная, лютая, вьюжная, веселая, русская. Вот сколько признаков можно подобрать к слову зима. Снег. Возьмите его в ладошки, посмотрите какой он. Белый, пушистый, мягкий, серебристый, чистый.
Дети: Мороз — сильный, крепкий, слабый, лютый.
В: Все правильно сказали. Как хорошо вы умеете подбирать признаки к словам! Молодцы, Ребята! А теперь посмотрим, как вы умеете подбирать действия к словам снег, мороз.
Снег что делает?
Ответы детей: идет, падает, кружится, лежит, сверкает, скрипит, переливается, искрится.
В: Мороз что делает?
Дети: Кусает, рисует, трещит.
В: Ай, да молодцы! Все правильно подобрали! А слова какие красивые нашли, не ошиблись! А теперь следующее задание. Очень сложное. Подбери признак к выражению.
В: Снег блестит на солнце
Дети: Блестящий на солнце снег.
В: Снег сверкает на солнце.
Дети: Сверкающий на солнце снег.
В: Снег серебрится на солнце.
Дети: Серебрящийся на солнце снег.
В: Снег падает на землю.
Дети: Падающий на землю снег.
В: Молодцы! Правильно образовали признаки, без ошибок. Зимушка - Зима довольна вами.
А знаете ли вы, что такое родственные слова?
Дети: Слова похожие - родственные.
? Умеете вы подбирать родственные слова к словам снег и мороз?
В: Снег?
Дети: Снежок, снеговик, Снегурочка, подснежник, заснеженный лес, снегоход,
снегоочиститель.
В: Мороз?
Дети: Морозко, морозец, морозный, замороженный, мороженое.
В: А кто подберет родственные слова к слову Зима?
Дети: Зимовка, озимые.
В: Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями! Ребята, да вы, наверное, совсем замерзли! Нам необходимо согреться! Поиграем в снежки?
Физкультминутка:
Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас!
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день,
Нам играть в снежки не лень!
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай!
В: Ребята, там, вдали, я увидела костер. Это, наверное, зимние месяцы развели его для нас, чтобы мы не замерзли. А какие зимние месяцы вы знаете?
Ответы детей.
В: Ну что, ребята, погреемся у костра? Идем по сугробам, ножки поднимаем, под веточками пролезаем.
Дети идут по группе.
В: Ну вот, и пришли. Присаживайтесь поудобнее на пенечки.
Дети садятся на стульчики.
В: А вот и последнее задание от Зимы.
Воспитатель достает конверт с заданием.
Задание от Зимы.
Дорогие ребята, мне очень нравится, как вы составляете рассказы. Я очень хочу, чтобы вы сочинили про меня рассказ.
В: Ну что, составим рассказы про Зимушку? Вспомните, чем рассказ отличается от сказки? Из каких частей состоит рассказ?
Ответы детей.
В: Составлять рассказ мы будем по-новому - я начну, а вы продолжите.
Машенька проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Пришла зима! Здравствуй, Зимушка - Зима!
По опорным картинкам придумайте середину рассказа. Что же увидела за окном Машенька?
Заслушиваются рассказы детей.
В: А что может произойти в конце рассказа? С каким настроением Машенька отошла от окна? Что делала дальше? Ребята, а как можно назвать наш рассказ?
Ответы детей.
В: Молодцы, ребята! Зимушке - Зиме очень понравилось как вы работаете,и она решила подарить вам подарок.
В: Ребята, нам пора в путь. Хорошо.
В конце занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свои действия.