Оксана Верхошанская
Занятие по экологии «Песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Песок»
Цель: Закрепить знания о свойствах сухого песка (сыпучесть); что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок, что сухим песком можно рисовать. Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о происхождении, строении и применении песка; его свойствах в сухом состоянии; обогатить речь детей, активизировать словарный запас; познакомить со способами окрашивания песка. Развивающие: развитие произвольного внимания и творческого мышления и воображения; развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно- следственные связи; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Публикация «Занятие по экологии „Песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Оборудование: демонстрационный – воздушный шар, стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, слайды с рисунками по теме, музыка «Вальс цветов», банка с разноцветным песком, 2 ракушки, раздаточный – подносы, контейнеры с песком, лупы, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, пластмассовые пиалы, влажные салфетки, цветные мелки, деревянные ложки.
Методы и приемы: наблюдение, анализ, беседа, рассказ, опыт, физкультминутка, игра.
Ход занятия:
Психологические речевые настройка «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Воспитатель: Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. (обращает внимание на воздушный гелиевый шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный лентой к корзине). Это знаменитый профессор Звездочкин. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какое у него к нам дело.
(достаёт из корзинки коробочку)
Воспитатель: Попробуем угадать, что там находится. Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют, имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находится. Можно загадать загадку:
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.
Открывают коробочку, рассматривают, что там находится.
Воспитатель: Но, посмотрите, здесь ещё какое-то письмо. Давайте его прочитаем. (достаёт из коробочки и читает письмо). «Дорогие друзья, профессор Звездочкин рад приветствовать вас. Я знаю, что песок - это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Однажды по 3 телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми, очень мне понравились, я решил нарисовать такую картину. Но до этого видел только жёлтый песок. А вот как сделать его цветным не знаю. Мне очень интересно, откуда берётся цветной песок и смогу ли я сам сделать его цветным? Вы мне поможете»
Воспитатель: Ребята, поможем в этом деле профессору Зведочкину.? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, давайте изучим песок и объясним профессору, как можно покрасить песок.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берётся песок? ( дети: песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек).
(демонстрация ракушек и морских камней)
Воспитатель: Где в природе можно увидеть много песка?
( дети: в пустыне, в горах, на морском берегу).
Воспитатель: Песок называют «полезным ископаемым». Как вы думаете, почему? ( дети: человек использует его в своей деятельности).
Воспитатель: Для чего нужен песок? ( дети: игры, строительство, производство стекла, песочные часы).
Воспитатель: Сегодня мы, как настоящие учёные, будем исследовать песок. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей)
Воспитатель: Профессор поможет нам очутиться в лаборатории. Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси… в лабораторию. Профессор помог добраться в лабораторию. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов:
Внимательно слушать старшего лаборанта.
Точно выполнять указания
Аккуратно работать с оборудованием.
В конце опытов делать выводы
На столах находятся пиалы, контейнеры с песком, лупы, деревянные ложки, цветные мелки.
Опыт№1 «Песчаный конус».
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают - сплыви; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Опыт №2 «Проходит ли вода через песок?»
В стаканы помещаются песок. Наливают на него воду и смотрят, пропускает ли воду. Как думаете, почему через песок вода проходит?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место.
Опыт №3 «Из чего состоят песок?»
Рассматривание песчинок с помощью увеличительного стекла.
Воспитатель: Из чего состоит песок? ( дети: песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок) Как они выглядят? (маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные)
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Можно что-то слепить из сухого песка? ( ответ детей: нет, т. к. в сухом песке песчинки лежат отдельно друг от друга, свободно двигаются). Воспитатель: С песком можно еще поиграть.
Песочная терапия. «Собери то, что спрятано»
В песке можно спрятать любые предметы: камешки, ракушки, мелкие игрушки. Сначала дети ищут предметы с открытыми глазами, потом задачу можно усложнить: предложить устроить соревнование с закрытыми глазами. И самое сложное – отыскать в песке с закрытыми глазами на ощупь маленькое перышко, которое сложно почувствовать пальцами.
Воспитатель: В природе встречается жёлтый, белый, серый, красный песок. Его цвет зависит от того, из какого камня он появился (демонстрация банки с песком). В нашей Липецкой области есть залежи такого цветного песка. Местные жители используют его для украшения своих подворий. (картина с разноцветным песком) Но на картинах мы видели его и голубого, и зелёного, и даже фиолетового цвета. Как вы думаете, откуда берётся такой песок? ( дети: чтобы нарисовать песочную картину, песок сначала красят).
Воспитатель: Правильно, чтобы нарисовать песочную картину, песок сначала красят гуашевыми красками или цветными мелками.
Опыт №3 Способ 1. Окраска с помощью гуаши.
Воспитатель: Распределяем песок по нескольким контейнерам, разводим гуашь в небольшом количестве воды, засыпаем песок в раствор краски и ждем, пока песок не окрасится (примерно 12 часов). Сливаем воду и просушиваем песок на бумаге.
Воспитатель: А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы. Тима, делай вместе с нами.
Упражнения для глаз
Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)
Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)
А теперь по кругу смотрим,
(Делают круговые движения глазами)
Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)
А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)
Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)
Воспитатель: Наши глазки отдохнули, и я предлагаю перейти ко второму способу окрашивания песка.
Способ 2 Окраска с помощью цветных мелков.
Воспитатель: Распределяем песок по нескольким контейнерам, с помощью ступки и пестика измельчаем цветные мелки одного цвета, аккуратно ссыпаем получившуюся массу в один из контейнеров с песком и тщательно перемешиваем. Повторяем Шаги 2-3 для всех контейнеров с мелками разных цветов.
Воспитатель: У нас получился песок, окрашенный двумя способами. Смотрите сколько у нас его много. Поделимся с нашим профессором Звездочкиным. (ответ детей) (ребята вместе с воспитателем складывают цветной песок в коробку профессора)
Воспитатель: Как мы будем использовать оставшийся песок? (Ответ детей)
Воспитатель: Дети подходят к столу с пиалами с сухим песком, рисунками на плотной бумаге, клеевыми карандашами. Продуктивная деятельность
Воспитатель на плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок из пиал. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Всем вместе рассмотреть рисунки.
Воспитатель: Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины? (сыпучесть).
Воспитатель: Как удалось сделать песок цветным? (покрасить его гуашью и цветными мелками)
Воспитатель: Давайте оставим наши цветы на поляне, а нам пора возвращаться в детский сад (кладут рисунки на подоконник).
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
в детский сад.
Воспитатель: Мы вернулись в детский сад. Теперь профессор будет знать, откуда берётся цветной песок и что помогает его покрасить.
Воспитатель: Профессору пора отправляться дальше. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие и попрощаемся с ним.