Елена Осенчугова
Занятие по экологии в старшей группе на тему: «Рыбы, какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в старшей группе на тему
Программное содержание:
1. Продолжать развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.
2. Ввести новое понятие – быстро плавающие.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
4. Использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения.
5. Воспитывать интерес к природе.
Ход занятия
На доске – картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе на тему: „Рыбы, какие они?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!
Дети. Нет, Чепухарь, это птица – ласточка.
Чепухарь. Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья, это настоящая рыбка.
Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.
Чепухарь. Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы ошибаетесь?
Эколог. Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На доске – картинки с рыбками) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют)
Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия, какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?
Эколог. Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей)
Чепухарь. Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.
Эколог. Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей)
Эколог подводит итог высказываниям детей. Форма тела у рыб обтекаемая – удобна для плавания. Они очень быстро плавают в воде. Чем рыбы дышат? (Жабрами)
Чепухарь. Раз они быстро плавают, я буду их называть быстро плавающими. Здорово я придумал?
Эколог. Да, это ты хорошо придумал. Теперь мы тоже будем рыб называть быстро плавающими. Но разве ты больше ничего не хочешь узнать про них узнать?
Чепухарь. Конечно, хочу. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?
Эколог. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они «выбирают» из воды через жабры.
Чепухарь. А это вот как называется? (Показывает на плавники и хвост). А зачем рыбам плавники? (Ответы детей)
Эколог. Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.
Чепухарь. Вот это да! Как интересно! Я что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?
Эколог. Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы – перьями, а рыбы…Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей) Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание) Давайте расскажем Чепухарю, почему все рыбы разные. (Ответы детей)
Эколог. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.
Эколог. Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой воде. А как рыбки рождаются? (Ответы детей)
Эколог. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята еще раз расскажут тебе по схеме, чем отличаются рыбы или, как ты их назвал быстро плавающие, от других животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме)
Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков
Чепухарь. Ну, теперь я никогда не спутаю рыб, ой, то есть быстро плавающих. Давайте мне картинки, я выберу всех быстро плавающих. (Чепухарь выбирает рыб, среди птиц и животных. при этом все время называет из быстро плавающими)
Эколог. Чепухарь, ты молодец! Все очень хорошо запомнил и даже придумал, как по другому называть рыб. Ребята, давайте повторим это новое название. (Дети повторяют – быстро плавающие) А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».
Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.
Рыбы. Что вы вяжете?
Рыболовы. Невод.
Рыбы. Что вы будете ловить?
Рыболовы. Рыбу.
Рыбы. Какую?
Рыболовы. Щуку.
Рыбы. Ловите.
Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.