Папки-передвижки

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Четыре стихии»

Мария Шалар
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Четыре стихии»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники: дети старшей группы, воспитатели

Задачи:

• Расширять представления о явлениях окружающего мира

• Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком. Углубить, расширить представления о роли стихий в жизни человека.

• Активизировать речь, мышление, развивать умение анализировать, воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

• Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Материалы:

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Четыре стихии“» размещена в разделах

Проектор с презентацией, мультимедийный экран (слайды о стихиях, катаклизмах: шторм, ураган, вулкан извержение, землетрясение, роль в жизни человека,

Для опытов-наблюдений: Опыт с водой: зеркало, фрукты и овощи, салфетки в количестве, соответствующем числу детей;

Опыт с воздухом: стаканы с водой, котельные соломинки, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей);

Опыт с огнем: чайник с кипящей водой, свеча; макет вулкана, сода, яблочный уксус, краситель розового цвета;

Опыт с землей: подготовленные к посадке семена гороха или фасоли, торфяные стаканчики с землей, палочки, леечки с водой.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Дети входят в группу, на груди эмблема одной из стихий.

В: Ребята, сегодня мы собрались не с проста, даже взрослые пришли к нам. Сейчас вы все поймете. С утра к нам в сад пришло сообщение о том, что четыре стихии нашей планеты поссорились, выясняя кто из них важнее для человека и сильнее. Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет.

Я так обеспокоена этим, что пригласила на помощь ваших родителей.

- Вы же согласны помочь? (ответы родителей)

-А вы дети? (ответы детей)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В: О каких четырех стихиях идет речь в сообщении, мы с вами узнаем, отгадав загадки.

Итак, отгадайте первую загадку:

Я туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И ледяною быть могу. ( слайд 1: вода)

Следующая загадка:

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. ( слайд 2: земля)

А теперь следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит пути,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем ( слайд 3: воздух)

Ребята, осталась последняя загадка:

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт. ( слайд 4: огонь)

Молодцы, отгадали все загадки, и мы узнали, как называются четыре стихии нашей планеты. Как они называются?

Д: Д: Вода, огонь, земля, воздух.

В: Дети, у каждого из вас, на груди прикреплен символ стихии. Посмотрите на них. Это символ какой стихии? А у тебя? На наших столах тоже есть символы стихий. Возьмите своих мам за руку и спокойно пройдите к столу с символом на вашей эмблеме.

(Дети и родители рассаживаются за столами полукругом)

В: Давайте посмотрим фотографии, которые были приложены к сообщению. На них мы увидим, как стихии пытаются решить спор. (слайды с разрушительной силой стихий)

В: Какие ужасные вещи творятся из-за спора, надо им срочно помочь и помирить их, объяснить, что все они необходимы и важны.

А чтобы их помирить, мы покажем, что жизнь человека не возможна без какой- либо из них.

Для чего нам нужна Вода?

Стихия воды заявила, что она важна и она есть везде: в человеке, в еде. Что человек без воды живет не более 3 суток. Ученые доказали, что человек состоит из воды. Так ли это? Давайте проверим.

Опыт 1: Предложить взять со стола зеркала и подышать на них. Наблюдаем, что на зеркале образовался пар или капельки воды.

Вывод: в человеке есть вода.

Опыт 2: Перед детьми лежат фрукты и овощи и салфетки. Предложить взять кусочек и прижать к салфетке, салфетка намокает

Вывод: в пище есть вода.

В: Дети, а для чего мы ещё используем воду?

Д: Пьем, моемся, готовим

В: Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещений, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для создания 1 тонны бумаги, необходимо 250 тонн воды.

Зачем нам нужен воздух?

Стихия воздуха утверждает, что она есть везде и в том числе в человеке. А мы сейчас проверим.

Материалы: стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей)

Опыт 1: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему?

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску.

Опыт 2: Давайте попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух.

Вывод: в первую очередь, воздух нужен нам, чтоб дышать. Без воздуха человек может прожить около 2 минут, животные и растения тоже дышат. Так же он нам нужен для производства. Например, шины, шары, мячи, выдувание стеклянных изделий. Мы его можем слушать через музыкальные – духовые инструменты. И в быту он используется человеком: фен, пылесос.

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим. (Руки вверх – глубокий вдох)

Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели (Присели)

Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)

А костер все выше, выше: (Потянулись вверх на носочках

«Ты, костер, гори потише!» (Присели)

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут. («Гребем веслами»)

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли.

(Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)

На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)

Ей могу и поклониться. (Низкий поклон) 

Как человек использует огонь?

В: Огонь утверждает, что он тоже очень важен для всего живого. Где можно увидеть огонь?

Д: Горящая спичка, свеча, костер, пожар, огонь в плите, салют, молния)

В: Дети, а что является главным источником тепла и света на нашей планете?

Д: Солнце.

В: Огонь утверждает, что без него не произойдет круговорот воды в природе. Давайте проверим, так ли это.

Опыт 1 (с чайником или термосом) : Круговорот воды в природе.

Нагреть чайник и предложить детям подержать зеркало над носиком, над паром. На зеркале образовались капли воды.

Вывод: солнце нагревает воду, вода испаряется и поднимается, наверху охлаждается и выпадает в виде осадков.

Опыт 2: Тепло и светло.

Воспитатель зажигает свечку в закрытом стеклянном подсвечнике.

В: Огонь, какой?

Д: Яркий, светлый

В: Верно. Когда в комнате темно, можно зажечь свечу. Огонь дает свет. Поднесите руку, что вы чувствуете?

Д: Тепло

В: Где мы можем ещё использовать огонь?

Д: готовить еду, греть воду.

Вывод: Огонь дает тепло, может согревать.

Опыт 3: Тепло в человеке.

Приложить руки к щекам и ощутить температуру, после растереть руки и снова приложить к щекам.

Вывод: в человеке, в теле есть тепло.

В: Дети, как вы думаете, огонь может быть опасным?

Д: Да, огонь может вызвать пожары.

В: Как обращаться с огнем, чтобы он не был опасным?

Д: Нельзя играть с огнем, включать плиту, зажигать петарды.

В: Дети, а вы знаете, что огонь может быть и злым? Ответы детей.

Опыт с вулканом.

Перед воспитателем стоит макет вулкана. Пригласить для проведения опыта маму. В жерло вулкана засыпать соду, яблочный уксус, краситель розового цвета. Дети наблюдают извержение.

Вывод: Вышедший из-под контроля огонь очень опасен.

Осталась еще одна стихия – это земля. Зачем она человеку нужна?

Д: Мы на ней живем, ходим,

В: В первую очередь земля является местом обитания человека и всего живого.

Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. А как вы думаете её так называют?

Д: Земля дает пищу для всех)

В: Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.

В: Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения?

Д: Этот слой земли называется почва

В: Дети, какие семена мы с вами готовили к посадке?

Д: Горох, фасоль

Опыт: Посадка семян.

В: Предлагаю сейчас, посадить семена в землю. Вначале порыхлим почву, сделаем в ней углубление палочкой, кладем горошинку, засыпаем землей и поливаем.

Дети со взрослыми сажают горох.

В: Чтобы получился хороший урожай, какие условия необходимы для роста растений?

Вывод: земля, вода, свет, тепло, воздух

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

В: Дети, давайте вспомним наше сообщение и попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека? (Вывод из занятия)

Дети отвечают и обоснуют свой ответ.

В: Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии.

Молодцы! Теперь мы наш материал зарисуем и составим альбом наблюдений.

Сюрпризный момент.

Угощение от стихий : Огонь-печенье, Воздух-воздушные шарики, Вода-компот, Земля –яблоки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море»Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект занятия по экспериментированию «Бутон» во второй младшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Бутон» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по экспериментированию во второй младшей группе. Цель: продолжать.

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группеКонспект занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

«Вода». Конспект занятия по исследованию и экспериментированию в средней группе В гости к детям «приходит» Капитошка, приносит с собой две непрозрачные банки, закрытые крышками (в одной из них находится вода). Детям.

Конспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группеКонспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группе Конспект Непосредственно организационной образовательной организационной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Четыре стихии»
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 10:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Четыре стихии»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Шалар (УИ 985215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД