Зинаида Елисеева
Занятие в старшей группе «Школа волшебства. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Школа волшебства»
Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
Образовательные:
• расширить представления детей о свойствах льда (тает в теплом месте);
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
• помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
Публикация «Занятие в старшей группе „Школа волшебства, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
закреплять знания детей о разных свойствах воды (пресная, соленая, окрашенная, опыт «тонет не тонет»; вода бывает в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная;
• выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ.
Развивающие:
• развивать навыки у детей пользоваться разными приборами;
• развивать коммуникативные умения: действовать в команде, развивать и доказывать свое мнение;
• воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем, стеклом;
• обогащать и расширять словарь детей, формировать умение правильно строить предложения, учить анализировать, сравнивать, совершенствовать диалогическую речь, развивать артистические, творческие способности детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности;
• способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
• поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.
Материалы:
• Воздушные шары, заполненные гелием.
• Посылка, письмо.
• 7 столов.
• Бусинки – замороженные в кубиках льда 9 штук, стаканы -7 штук, теплая вода.
• Магнит- 7 штук, картон- 7 штук, металлические- 7 штук, пластмассовые 3 штуки и деревянные- 4 штуки предметов.
• 3 банки: две пол-литровые и одна литровая, 3 яйца, пресная вода, соль, ложка.
• Чернила, пузырьки – 7 штук, активированный уголь – 7 штук.
• Таз с пресной водой, цветы лотоса – 7 штук.
• Свеча, чайная ложка и металлическая тарелка, заранее смазанная растительным маслом, сахарный песок, баночка для тушения огня.
• Семечки подсолнечника-7 штук.
Предварительная работа:
• целевые наблюдения на прогулке;
• чтение рассказов, сказок познавательного характера, стихов А. Барто, Н. Некрасова, Я. Акима о воде, дожде, снеге, сосульках;
• отгадывание загадок;
• опыты с водой, превращение воды в лед, снега в воду;
• прослушивание музыкальных произведений;
• решение проблемных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, картинок;
• продуктивная деятельность;
• беседы;
• игры;
• создание в группе условий для театрализованной деятельности воспитателя с детьми.
Методы и приемы:
• сюрпризный момент;
• словесные: беседы, рассказ, вопросы, стихи;
• наглядные: показ, наблюдения, опыты;
• практические: эксперименты, игры.
Ход занятия
(Звучит “волшебная” музыка).
Маг – волшебник : Здравствуйте, дети! Я маг – волшебник. Я очень рад, что началась наша встреча. Я рад вас всех видеть.
Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко,
А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
Какие у вас замечательные подарки – улыбки.
Я тоже принес вам подарки это воздушные шары. Выпускает шары из коробки. Пусть у нас будет красиво и празднично. (Они взлетают и крепятся под потолком).
Приглашаю вас на занятие, а оно у нас сегодня будет необычным – волшебным.
Маг – волшебник : А что такое волшебство? (Ответы детей). Я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка).
Закройте глаза, покружитесь через левое плечо.
В руку палочку возьму, (Касается каждого ребенка палочкой)
Ей тихонько я взмахну,
Превращаю я сейчас
В волшебников дети вас.
(Надеть волшебные колпачки)
Маг – волшебник : оденьте колпачки и вы превратитесь в волшебников.
(В групповой комнате заранее приготовлены 6 столов с материалами для опытов)
Маг – волшебник : Мы с вами попали в волшебную комнату. Посмотрите здесь посылка и письмо, они наверное для нас. В посылке карточки под номерами, что они означают? Разберемся. А что же в конверте?
На конверте написано Кому - Волшебникам из детского сада «Солнышко».
От кого – Капитошка.
Что же пишет нам Капитошка? Я скрываюсь от злого чародея, поэтому письмо пишу невидимыми чернилами, что бы его прочитать нагрейте бумагу над включенной настольной лампой. (Шепотом).
Маг – волшебник : Да действительно, ничего больше в письме нет, ни строчки.
Дети, давайте проделаем этот опыт. Что произошло, что изменилось? Дети: Буквы проявились.
Маг – волшебник : Капитошка тоже волшебник. Читаем дальше. Чтобы волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в ледяной - плен. Как же быть? Что делать? А поможет разобраться в этом вам опыт № 1. Капитошка.
Маг – волшебник : Поможем Капитошке? Что делать?
Дети: Нужно освободить бусинки.
1. Опыт со льдом
Маг – волшебник : Карточка с цифрой №1. Подойдем к столу. А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
• Можно положить на батарею.
• Можно положить в теплую воду.
Маг – волшебник : Ребята, вы выдвинули интересные предположения. Давайте их проверим и узнаем, какой из способов самый эффективный.
Настя предположила, что можно погреть на батарее или обогревателе. Настя сделай это. Ваня предположил, что можно положить в теплую воду.
Перед опытом нам необходимо вспомнить правило работы с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
(Надеть фартуки, засучить рукава.)
Сейчас возьмите по одной льдинке с бусинкой и положите в стакан с теплой водой. Что происходит? (Ответы детей). Настя покажет, что произошло с её льдинкой, которая лежала на батарее. Дети, расскажите, что мы выяснили во время опыта со льдом.
(Дети делают вывод). Чем горячей предмет, тем быстрей она тает.
2. Опыт с магнитом
Маг – волшебник : Карточка с цифрой № 2. Опыт второй. Ребята, Капитошка прислал нам волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.
(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной).
Скрепки двигаются. Из какого материала сделаны скрепки?
Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит.
А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. (Дети двигают скрепки). Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?
(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Маг – волшебник : Какие предметы может передвигать магнит – металлические, пластмассовые, деревянные?
3. Подводная лодка из яйца.
Маг – волшебник : Карточка с цифрой №3. Опыт третий. Возьмем 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно утонуло).
Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опустим туда второе яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Повторим правило работы со стеклом.
Со стеклом будь осторожен —
Ведь оно разбиться может.
А разбилось — не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок —
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Снять колпачки.
Проводится динамическая пауза
А сейчас мы превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие? Я произнесу волшебные слова :
В руку палочку возьму, (Касается каждого ребенка палочкой)
Ей тихонько я взмахну,
Превращаю я сейчас
В капельки дети вас.
Дети: Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь.
Звучит музыка дождя, дети говорят волшебные слова и надевают ободок с изображением капельки воды.
Наступила зима, вода на реке превратилась в лед. (Дети подошли плотно друг к другу).
Теплая ласковая весна растопила лед. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели.
Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной. Какой?
Вывод: вода бывает в трех состояниях: твердая…., жидкая…., газообразная…
В руку палочку возьму, (Касается каждого ребенка палочкой)
Ей тихонько я взмахну,
Превращаю я сейчас
В волшебников дети вас.
(Надеть волшебные колпачки)
4. Куда делись чернила?
Маг – волшебник. Карточка с цифрой № 4. Опыт четвертый. В пузырёк с водой накапаем чернил. Какого цвета получился раствор? (Бледно-голубого). Туда же положите таблетку растолченного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже не видно. Саша повтори.
5. Цветы лотоса.
Маг – волшебник. Карточка с цифрой № 5. Опыт пятый.
Я вырезал из цветной бумаги цветы лотоса с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутил лепестки к центру. Цветок лотоса я опущу в таз. А теперь вы опустите разноцветные лотосы на воду. Что происходит с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки цветов распустились. Это произошло потому, что бумага намокла, стала тяжелее и от этого лепестки раскрылись. Повторите дети. Почему это произошло?
6. Опыт с огнем
Маг – волшебник. Карточка с цифрой № 6. Опыт шестой. Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.
Повторим правило с огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
Посмотрите - на столе лежит ложечка. Что в ней находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)
Я возьму, ложку и погрею сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)
Теперь жидкий сахар осторожно перелью на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние). Даю инструкцию, о том, как правильно затушить свечу. С помощью баночки).
Маг – волшебник. Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. (Звучит “волшебная” музыка)
Вот и закончилось наше занятие. У нас в посылке остался маленький пакетик, Что в нем? Записка - Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история. (Раздает семена подсолнуха или фасоли).
Спасибо Капитошке.
Вам понравилось быть волшебниками? Какие опыты вас удивили и научили? Что нового вы узнали? Вы молодцы, вы были настоящими волшебниками- учеными. Эти опыты вы можете показать дома своим братикам и сестренкам, мамам и папам.
Ну и, конечно, попробуйте наше вкусное сладкое волшебство, которое я вам приготовил.
1. Опыт со льдом
2. Опыт с магнитом
3. Подводная лодка из яйца.
4. Куда делись чернила?
5. Цветы лотоса.
6. Опыт с огнем