Получи документы

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»

Марина Богданова
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

ЦЕЛЬ: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные задачи:

1. Дать детям знания о свойствах воздуха :

1)воздух прозрачный и невидимый;

2) воздух есть везде;

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах

3) воздух легкий, он легче воды;

4) воздух придает вещам упругость;

5) ветер – это движение воздуха

2. Дать знания о применении людьми свойств воздуха :

1) упругость – шины для машины, велосипеды, мячи, надувные матрацы, спасательные круги и др.

2) движение воздуха – мельницы ветряные и электрические, вентиляторы, кондиционеры и др.

3) воздух нужен для дыхания людям и всему живому на земле.

3. Подвести детей к пониманию зависимости жизни и здоровья человека от окружающей среды.

2. Развивающие задачи:

Развивать:

1) познавательную активность;

2) память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;

3) дивергентное мышление;

4) коммуникативные навыки, умение сотрудничать;

5) умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать:

1) самостоятельность;

2) аккуратность в работе;

3) умение взаимодействовать в коллективе;

4) умение проявлять терпимость к мнению товарища;

5) умение не перебивать говорящего;

6) нравственное отношение к природе.

Предварительная работа

1. Беседа о воздухе

2. Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»

3. Наблюдение на прогулке за воздухом

Материалы для занятия:

Демонстрационное: картинки – фотографии с экологическими ситуациями, карточки – символы со свойствами воздуха, игрушка Вини Пух, воздушные шары;

Раздаточный: прозрачные мисочки с водой для опытов, пластмассовые прозрачные стаканы, трубочки для коктейля, пакеты бумажные и пластиковые, веера, мячи, игрушки «Мыльные пузыри» по количеству детей;

Оборудование: компьютер, слайд – фильм о свойствах воздуха, два магнитных мольберта с магнитами двух цветов, магнитола, диск с записью песни Вини Пуха. Игрушечное кресло для Вини Пуха, коробка для подарка.

Организационная часть

(дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель: Дети, послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

(Дети размышляют.)

Воспитатель: Хотите, я вам покажу подсказку? Кстати вы знаете, почему воздушные шары так называются?

1. «Беседа о воздухе»

Воспитатель: Ребята, вы можете сказать, почему воздух невидим и для чего он нужен и для чего воздух нужен? (Выслушивает ответы детей и подводит итоги.) Итак, вокруг нас воздух, но чистый воздух прозрачен и поэтому мы его не видим. Но если бы его не было, мы не смогли бы дышать. Давайте сейчас глубоко вздохнем носом и выдохнем воздух через рот и поднесем ко рту ладошку. Чувствуете теплый ветерок – это и есть воздух, который согрелся у нас в организме и стал теплым. А сейчас мы с вами посмотрим, долго ли мы сможем не дышать. Вдохните, закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте некоторое время не дышать. Кому станет трудно – вздохните. Оказывается, без воздуха даже очень сильный человек не может прожить даже пять минут. Как вы думаете, только человек не может прожить без воздуха? (выслушивает ответы детей). Правильно. Дышит все живое: и животные и растения также не могли бы прожить без воздуха.

2. Дидактическая игра «Дышите – не дышите».

Причем для здоровья нам нужен чистый воздух. Но не всегда в наших больших городах воздух бывает чистым. Я предлагаю вам сыграть в игру «Дышите – не дышите». Вам надо разделиться на две команды подойти к столам и каждой команде выбрать по 4 картинки, на которых изображены ситуации и предметы, которые загрязняют воздух или делают воздух чище. Затем вы должны разложить картинки в две колонки. Одна команда выложит картинки, где изображены предметы и ситуации, загрязняющие воздух, а другая те, которые делают воздух чище. Картинок много, но команды должны посовещаться и отобрать картинки, на которых эти ситуации видны лучше всего. (Дети выполняют задание.)

- А куда мы поставим человека? (Выслушивает мнение детей)

- Но он же дышит. Вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Он строит заводы, машины, курит сигареты. (Выслушивает мнение детей).

- Да, но он сажает сады, цветы, строит сооружения на заводах, которые очищают воздух – они называются очистные сооружения, придумывает машины, которые ездят не на бензине, а на безопасном топливе.

- Так куда мы поставим человека? (Воспитатель подводит детей к выводу, что человек может, как загрязнять, так и очищать воздух). Чем больше человек будет заботиться о природе, следить за лесами, полями садами, тем чище будет воздух и легче дышать человеку.

- А что вы, дети можете сделать для того, чтобы воздух был чище? (Дети рассказывают.)

- Как вы думаете, а в нашей группе воздух чистый?

Правильно. Мы обязательно проветриваем нашу группу, чтобы выветрились все микробы. Елена Ивановна c ледит за чистотой: моет полы, вытирает пыль, да и вы ей помогаете. Так что мы стараемся удалить из воздуха все микробы. А раз воздух у нас чистый, то давайте подышим для здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.

3. Дыхательная гимнастика «Бегемотики» :

И. П. Лежа или сидя

В. : Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики (положить руку на область диафрагмы).

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (Выдох).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать с воздухом разные опыты, поискать его в разных местах. Смотреть, как люди используют воздух кроме дыхания. Оставайся с нами и все увидишь. Сейчас, ребята, мы становимся с вами учеными и проходим в лабораторию, где будем делать разные опыты с воздухом (Подводит их к столам, на которых стоят предметы для опытов.).

4. Опыт «Чистый воздух невидим. Воздух есть везде»

Воспитатель: Как вы думаете, в этом стакане что-нибудь есть?

Вини Пух: Что-то он у вас пустой. Давайте туда меда нальем!

Воспитатель: А стакан-то совсем не пустой! Хотите проверить? Возьмите стакан и медленно опустить его в мисочку с водой, над которой плавает пробка. Стакан надо держать очень прямо. Вы видите - пробка опустилась на самое дно, а в стакан не попадает вода. Почему? (Выслушивает ответы детей). Стакан заполнен воздухом, который не пускает туда воду и выталкивает пробку на дно тазика. А теперь давайте наклоним стакан. Что появилось в воде? Откуда взялись пузырь? (Выслушивает ответы детей). Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Значит, стакан был наполнен прозрачным воздухом, для воды там не оставалось места, пока воздух не вышел.

- Ну чем был заполнен стакан?

(Дети объясняют)

Воспитатель : Почему мы не видели воздух? Да, он прозрачный как это окошко. ( Презентация- символ: «Воздух прозрачный»)

- А если воздух находился даже в пустом стакане, то, что мы можем сказать о воздухе? ( Презентация - символ: «Воздух везде» и объясняет значение стрелок.).

5. Опыт «Воздух легче воды»

- Подумайте, как еще воздух можно увидеть? (Предлагает взять соломинки, опустить в стакан с водой и подуть тише, посильнее)

- Что вы видите?

Отчего пузырьков становится больше или меньше?

- Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность?

- Воздух очень легкий, он легче воды и поэтому поднимается кверху.

Итак, мы можем сделать вывод, что воздух очень легкий. (Презентация – символ «Воздух легче воды» и объясняет его значение).

6. Опыт «Воздух упругий»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам потрогать воздушные шары. Несильно сдавите воздушные шары, а затем отпустите.

- Что происходит?

- Почему шар распрямляется и снова приобретает свою форму?

Да, он надут воздухом. Это свойство воздуха называется – упругость. Воздух, заполняя предметы, делает их упругими – помогает им приобрести форму.

Я сейчас сделаю интересную хлопушку (Показывает бумажный пакет).

Посмотрите. У пакета нет никакой формы. Его можно смять Я его надую, и он станет упругим (надувает и предлагает детям потрогать).

- Можно теперь смять пакет?

Я сейчас хлопну по нему. Не пугайтесь. (Хлопает.)

Воспитатель Дети объясните, что произошло. Пакет разорвался, потому, что я очень сильно сдавила упругий воздух.

Отгадайте загадку:

Кинешь в речку – не тонет.

Бьешь о стенку – не стонет.

Будешь на пол кидать,

Станет кверху летать.

Посмотрите, как весело играть с упругим надутым мячом. Чем лучше мяч надут, тем веселее он прыгает. (Предлагает детям покидать мяч об пол.)

Дети, как называется это свойство воздуха? (Дети повторяют несколько раз. Презентация – символ «Воздух – упругий» и объясняет ее значение).

- Как вы думаете, что еще можно надуть? Как человек использует это свойство воздуха? (Дети размышляют, затем идет показ слайдов: велосипед, шины, мяч, спасательный круг, надувной матрац. В ходе показа воспитатель объясняет, как действует сила упругости). Итак, воздух придает вещам упругость.

7. «Воздух может двигаться».

Воспитатель: А вы знаете, что воздух может двигаться?

- Как воздух можно почувствовать движение воздуха? (Дети размышляют). Возьмите в руки веер и помашите на себя.

- Что вы чувствуете?

Да это тоже воздух. С помощью веера вы начинаете его двигать. А когда воздух движется – начинается ветер. Итак, ветер – это движущийся воздух. (Презентация – символ «Воздух движется» и объясняет ее значение.)

-Дети, что такое ветер?

- Если ветер – это движущийся воздух, то о каком свойстве воздуха мы говорим.

- Как человек использует это свойство воздуха? (Дети размышляют. Показ слайдов: Ветряные мельницы, мельницы вырабатывающие электричество кондиционеры, вентиляторы. Сопровождаются рассказом воспитателя. Затем воспитатель предлагает детям пройти на места.)

8. Итоговая

Воспитатель: Ну что друзья, теперь вы знаете, что такое воздух и для чего он нужен и теперь сможете отгадать загадку?

Такой большой, что весь мир занимает.

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Давайте еще раз расскажем, что мы узнали о воздухе. (Дети рассказывают опираясь на карточки символы «Свойства воздуха».)

Но это далеко не все свойства воздуха, их еще много. Я предлагаю дома спросить у родителей о свойствах воздуха. О том, где еще он применяется, а затем нарисовать рисунки, принести нам и мы еще поговорим о воздухе

Воспитатель: Мне очень понравилось как вы занимались и я предлагаю вам игру, для которой тоже нужен воздух. Попробуйте догадаться – что это. Да, конечно – это мыльные пузыри. Мы ловим его и запираем в тонкую мыльную оболочку.

(Воспитатель предлагает детям мыльные пузыри. Дети играют.)

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Открытое мероприятие в средней группе по теме «Воздух и его свойства» Цель: познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами, ролью в жизни человека. Задачи: -уточнить и расширить знания детей о воздухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
Опубликовано: 18 октября 2013 в 10:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Богданова (УИ 80615) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД