Марина Богданова
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе
ЦЕЛЬ: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:
1. Дать детям знания о свойствах воздуха :
1)воздух прозрачный и невидимый;
2) воздух есть везде;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3) воздух легкий, он легче воды;
4) воздух придает вещам упругость;
5) ветер – это движение воздуха
2. Дать знания о применении людьми свойств воздуха :
1) упругость – шины для машины, велосипеды, мячи, надувные матрацы, спасательные круги и др.
2) движение воздуха – мельницы ветряные и электрические, вентиляторы, кондиционеры и др.
3) воздух нужен для дыхания людям и всему живому на земле.
3. Подвести детей к пониманию зависимости жизни и здоровья человека от окружающей среды.
2. Развивающие задачи:
Развивать:
1) познавательную активность;
2) память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
3) дивергентное мышление;
4) коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
5) умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать:
1) самостоятельность;
2) аккуратность в работе;
3) умение взаимодействовать в коллективе;
4) умение проявлять терпимость к мнению товарища;
5) умение не перебивать говорящего;
6) нравственное отношение к природе.
Предварительная работа
1. Беседа о воздухе
2. Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»
3. Наблюдение на прогулке за воздухом
Материалы для занятия:
Демонстрационное: картинки – фотографии с экологическими ситуациями, карточки – символы со свойствами воздуха, игрушка Вини Пух, воздушные шары;
Раздаточный: прозрачные мисочки с водой для опытов, пластмассовые прозрачные стаканы, трубочки для коктейля, пакеты бумажные и пластиковые, веера, мячи, игрушки «Мыльные пузыри» по количеству детей;
Оборудование: компьютер, слайд – фильм о свойствах воздуха, два магнитных мольберта с магнитами двух цветов, магнитола, диск с записью песни Вини Пуха. Игрушечное кресло для Вини Пуха, коробка для подарка.
Организационная часть
(дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: Дети, послушайте загадку:
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
(Дети размышляют.)
Воспитатель: Хотите, я вам покажу подсказку? Кстати вы знаете, почему воздушные шары так называются?
1. «Беседа о воздухе»
Воспитатель: Ребята, вы можете сказать, почему воздух невидим и для чего он нужен и для чего воздух нужен? (Выслушивает ответы детей и подводит итоги.) Итак, вокруг нас воздух, но чистый воздух прозрачен и поэтому мы его не видим. Но если бы его не было, мы не смогли бы дышать. Давайте сейчас глубоко вздохнем носом и выдохнем воздух через рот и поднесем ко рту ладошку. Чувствуете теплый ветерок – это и есть воздух, который согрелся у нас в организме и стал теплым. А сейчас мы с вами посмотрим, долго ли мы сможем не дышать. Вдохните, закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте некоторое время не дышать. Кому станет трудно – вздохните. Оказывается, без воздуха даже очень сильный человек не может прожить даже пять минут. Как вы думаете, только человек не может прожить без воздуха? (выслушивает ответы детей). Правильно. Дышит все живое: и животные и растения также не могли бы прожить без воздуха.
2. Дидактическая игра «Дышите – не дышите».
Причем для здоровья нам нужен чистый воздух. Но не всегда в наших больших городах воздух бывает чистым. Я предлагаю вам сыграть в игру «Дышите – не дышите». Вам надо разделиться на две команды подойти к столам и каждой команде выбрать по 4 картинки, на которых изображены ситуации и предметы, которые загрязняют воздух или делают воздух чище. Затем вы должны разложить картинки в две колонки. Одна команда выложит картинки, где изображены предметы и ситуации, загрязняющие воздух, а другая те, которые делают воздух чище. Картинок много, но команды должны посовещаться и отобрать картинки, на которых эти ситуации видны лучше всего. (Дети выполняют задание.)
- А куда мы поставим человека? (Выслушивает мнение детей)
- Но он же дышит. Вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Он строит заводы, машины, курит сигареты. (Выслушивает мнение детей).
- Да, но он сажает сады, цветы, строит сооружения на заводах, которые очищают воздух – они называются очистные сооружения, придумывает машины, которые ездят не на бензине, а на безопасном топливе.
- Так куда мы поставим человека? (Воспитатель подводит детей к выводу, что человек может, как загрязнять, так и очищать воздух). Чем больше человек будет заботиться о природе, следить за лесами, полями садами, тем чище будет воздух и легче дышать человеку.
- А что вы, дети можете сделать для того, чтобы воздух был чище? (Дети рассказывают.)
- Как вы думаете, а в нашей группе воздух чистый?
Правильно. Мы обязательно проветриваем нашу группу, чтобы выветрились все микробы. Елена Ивановна c ледит за чистотой: моет полы, вытирает пыль, да и вы ей помогаете. Так что мы стараемся удалить из воздуха все микробы. А раз воздух у нас чистый, то давайте подышим для здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.
3. Дыхательная гимнастика «Бегемотики» :
И. П. Лежа или сидя
В. : Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики,
Потрогали животики (положить руку на область диафрагмы).
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (Выдох).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать с воздухом разные опыты, поискать его в разных местах. Смотреть, как люди используют воздух кроме дыхания. Оставайся с нами и все увидишь. Сейчас, ребята, мы становимся с вами учеными и проходим в лабораторию, где будем делать разные опыты с воздухом (Подводит их к столам, на которых стоят предметы для опытов.).
4. Опыт «Чистый воздух невидим. Воздух есть везде»
Воспитатель: Как вы думаете, в этом стакане что-нибудь есть?
Вини Пух: Что-то он у вас пустой. Давайте туда меда нальем!
Воспитатель: А стакан-то совсем не пустой! Хотите проверить? Возьмите стакан и медленно опустить его в мисочку с водой, над которой плавает пробка. Стакан надо держать очень прямо. Вы видите - пробка опустилась на самое дно, а в стакан не попадает вода. Почему? (Выслушивает ответы детей). Стакан заполнен воздухом, который не пускает туда воду и выталкивает пробку на дно тазика. А теперь давайте наклоним стакан. Что появилось в воде? Откуда взялись пузырь? (Выслушивает ответы детей). Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Значит, стакан был наполнен прозрачным воздухом, для воды там не оставалось места, пока воздух не вышел.
- Ну чем был заполнен стакан?
(Дети объясняют)
Воспитатель : Почему мы не видели воздух? Да, он прозрачный как это окошко. ( Презентация- символ: «Воздух прозрачный»)
- А если воздух находился даже в пустом стакане, то, что мы можем сказать о воздухе? ( Презентация - символ: «Воздух везде» и объясняет значение стрелок.).
5. Опыт «Воздух легче воды»
- Подумайте, как еще воздух можно увидеть? (Предлагает взять соломинки, опустить в стакан с водой и подуть тише, посильнее)
- Что вы видите?
Отчего пузырьков становится больше или меньше?
- Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность?
- Воздух очень легкий, он легче воды и поэтому поднимается кверху.
Итак, мы можем сделать вывод, что воздух очень легкий. (Презентация – символ «Воздух легче воды» и объясняет его значение).
6. Опыт «Воздух упругий»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам потрогать воздушные шары. Несильно сдавите воздушные шары, а затем отпустите.
- Что происходит?
- Почему шар распрямляется и снова приобретает свою форму?
Да, он надут воздухом. Это свойство воздуха называется – упругость. Воздух, заполняя предметы, делает их упругими – помогает им приобрести форму.
Я сейчас сделаю интересную хлопушку (Показывает бумажный пакет).
Посмотрите. У пакета нет никакой формы. Его можно смять Я его надую, и он станет упругим (надувает и предлагает детям потрогать).
- Можно теперь смять пакет?
Я сейчас хлопну по нему. Не пугайтесь. (Хлопает.)
Воспитатель Дети объясните, что произошло. Пакет разорвался, потому, что я очень сильно сдавила упругий воздух.
Отгадайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет.
Бьешь о стенку – не стонет.
Будешь на пол кидать,
Станет кверху летать.
Посмотрите, как весело играть с упругим надутым мячом. Чем лучше мяч надут, тем веселее он прыгает. (Предлагает детям покидать мяч об пол.)
Дети, как называется это свойство воздуха? (Дети повторяют несколько раз. Презентация – символ «Воздух – упругий» и объясняет ее значение).
- Как вы думаете, что еще можно надуть? Как человек использует это свойство воздуха? (Дети размышляют, затем идет показ слайдов: велосипед, шины, мяч, спасательный круг, надувной матрац. В ходе показа воспитатель объясняет, как действует сила упругости). Итак, воздух придает вещам упругость.
7. «Воздух может двигаться».
Воспитатель: А вы знаете, что воздух может двигаться?
- Как воздух можно почувствовать движение воздуха? (Дети размышляют). Возьмите в руки веер и помашите на себя.
- Что вы чувствуете?
Да это тоже воздух. С помощью веера вы начинаете его двигать. А когда воздух движется – начинается ветер. Итак, ветер – это движущийся воздух. (Презентация – символ «Воздух движется» и объясняет ее значение.)
-Дети, что такое ветер?
- Если ветер – это движущийся воздух, то о каком свойстве воздуха мы говорим.
- Как человек использует это свойство воздуха? (Дети размышляют. Показ слайдов: Ветряные мельницы, мельницы вырабатывающие электричество кондиционеры, вентиляторы. Сопровождаются рассказом воспитателя. Затем воспитатель предлагает детям пройти на места.)
8. Итоговая
Воспитатель: Ну что друзья, теперь вы знаете, что такое воздух и для чего он нужен и теперь сможете отгадать загадку?
Такой большой, что весь мир занимает.
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Давайте еще раз расскажем, что мы узнали о воздухе. (Дети рассказывают опираясь на карточки символы «Свойства воздуха».)
Но это далеко не все свойства воздуха, их еще много. Я предлагаю дома спросить у родителей о свойствах воздуха. О том, где еще он применяется, а затем нарисовать рисунки, принести нам и мы еще поговорим о воздухе
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы занимались и я предлагаю вам игру, для которой тоже нужен воздух. Попробуйте догадаться – что это. Да, конечно – это мыльные пузыри. Мы ловим его и запираем в тонкую мыльную оболочку.
(Воспитатель предлагает детям мыльные пузыри. Дети играют.)