Лучший педагог года

Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»

Александра Маслова
Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 393

\

ЗАНЯТИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Маслова Александра Владимировна

Воспитатель

Россия

Нижний Новгород

2015

«Как происходит извержение вулкана

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы „Как происходит извержение вулкана?“» размещена в разделах

Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач;

Развивающие:

Развивать творческую исследовательскую активность детей;

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

Развивать аккуратность, взаимопомощь;

Воспитательные:

Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

Создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»

Словарная работа: вулканологи,

Материал: Кукла-журнал «Хочу всё знать» с ручками, ножками и лицом; на первой странице куклы-журнала карман, карта России, диск с «презентацией»; схема последовательности проведения опыта; схемы по безопасности на занятии; макет вулкана, поддон, сода, уксус, красная пищевая краска, моющая жидкость; столовая ложка, чайная ложка, пипетка; блокнотики для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; камешки и пемза на каждого ребенка, салфетки.

ТСО: флэшка (презентация и документальный фильм про вулкан, проектор).

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, изготовление макетов вулканов, сбор коллекции, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства».

План занятия :

1. Вводная часть (5)

2. Основная часть (16)

3. Заключительная часть (4)

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Наша страна Россия самая большая в мире. На дальнем Востоке нашей необъятной Родины есть такое волшебное красивейшее место Камчатка.

(стук в дверь, воспитатель приносит большой куклу-журнал под названием «Хочу всё знать»)

Воспитатель: Вот это да-а-а! Ты сам к нам пришёл?

Журнал: Да, я слышал, что вы отправляетесь в путешествие и подумал, - «Как можно отправиться так далеко, ничего не зная об этих краях?» Я вам принёс интересную информацию о Камчатке и карту.

(кукла-журнал достаёт из кармана диск с презентацией «Вулканы»)

(Включается презентация)

Основная часть

Воспитатель: Спасибо, давайте посмотрим, что ты нам принёс. Камчатка славится своими … отгадайте загадку:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром –

Все горит кругом. (вулкан)

Т. Носова

Воспитатель: (слайд № 2)

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Природа Камчатки прекрасна и разнообразна.

Воспитатель: (слайд № 3)

Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей) Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Воспитатель: (слайд № 4)

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Воспитатель: На что похож вулкан? (вулкан – это большая гора с крутыми склонами)

Воспитатель: (слайд № 5) На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус)

Давайте заглянем во внутрь вулкана.

Что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (дети повторяют слово кратер)

А эта огромная яма, уходящая глубоко в землю – жерло вулкана. (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана – расплавленное горячее вещество – магма. (дети вместе повторяют слово магма)

(дети вместе с воспитателем повторяют строение вулкана)

Воспитатель: (слайд № 6) Вулканы бывают разных видов : действующие, потухшие и уснувшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). Почему вы так решили? (ответы детей). Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно.

Воспитатель: (слайд № 7) Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (дети вместе повторяют слово лава) Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, откуда появилась пемза? (из вулканической лавы)

Физкультминутка

Раз, два, три! Дети шагают по кругу, остановились, повернулись в круг

Раз, два, три!

Мы геологи, смотри! Ладошка над глазами как козырек

Ноги поднимайте, Шагают на месте, высоко поднимая ноги, останавливаются

Веселей шагайте!

Вот и речка впереди, Показывают рукой извилистую речку

Надо вброд её пройти Движения руками в стиле «брас»

Вышли на берег крутой Наклониться, отряхнуть колени

Горы выше нас с тобой! Медленно поднять руки вверх и встать на носочки

Воспитатель: Там, за морем, есть вулкан. Давайте отправимся к нему в гости. Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням.

(дети переходят к вулкану, вокруг него среди камней лежат камушки пемзы)

Ребята, посмотрите, здесь все камни обычные? Вот этот на обычный камушек совсем не похож. Это пемза. (дети повторяют пемза) Чем же пемза отличается от обычного камня?

(рассуждения, предположения детей)

Давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий» и сравним пемзу с обычным камнем.

(дети проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы вместе с вами исследуем пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? (шершавая, легкая, пористая, а камешек? (гладкий, тяжелый, плотный) Теперь «взвесьте» пемзу и камешек в руках. Как вы ощущаете, что тяжелее пемза или камешек? Конечно пемза. Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения:

Воспитатель: А как вы считаете, вулканический камень пемза утонет в воде? (ответы детей) В лаборатории у нас все готово для проведения опытов: опустите камушки в воду, они тонут или нет? (ответы детей) Сейчас мы проверим вашу гипотезу, опустите сначала камушки в воду, а теперь кусочки пемзы в воду. Что произошло? (ответы детей)

Дети делают открытия: пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Вот мы и добрались до вулкана. Что имеется на вершине горы? (кратер). А что находится внутри кратера? (жерло)

Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему.

(воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта)

Пред проведением опыта мы с вами должны повторить правила безопасности работы.

(дети повторят правила безопасности)

А сейчас надеваем фартуки и защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми.

К проведению опыта мы готовы. Девочки встают слева, а мальчики справа, и не забудьте про наших гостей. Они тоже хотят посмотреть на опыт.

Приступаем: из чего сделано основание вулкана? (из папье-маше в форме конуса) Мы его сделали ранее вместе с вами. Из чего сделаем жерло вулкана? (можно вставить внутрь конуса пустую баночку) Все это ставим на поднос.

Мальчики насыпают 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).

Девочки добавляют красной краски.

5 капель моющей жидкости (пипеткой).

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому.

(Звучит тревожная музыка)

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. Что вы наблюдаете?

(дети описывают свои наблюдения)

Заключительная часть

Воспитатель: А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт. Давайте подарим ваши зарисовки нашему гостю журналу «Хочу всё знать»

Воспитатель: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище – извержение вулкана.

Журнал: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда, помните об этом. А сейчас пора прощаться, до свидания. (до свидания)

Литература:

1. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 333 с.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.

4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

Приложение

Правила безопасности:

1. Работа под наблюдением взрослых.

2. Все вещества эксперимента не трогать рукой.

3. Ложку в рот брать НЕЛЬЗЯ.

4. Беречь руки при работе.

5. Надо быть осторожными – может взорваться.

6. Осторожно – ГОРЯЧО.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятий по эксперементально-иследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана».Конспект занятий по эксперементально-иследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана». Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Как происходит извержение вулкана?» Цель:.

Мастер-класс «Извержение вулкана»Мастер-класс «Извержение вулкана» Сегодня я вам предлагаю посмотреть несложному опыт с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду. "Жил на свете бог.

Необходимость экспериментально-исследовательской работы с детьми в процессе освоения и познания природы Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению..

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна.

Консультация для воспитателей «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулканаОрганизованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога. Задачи: • Познакомить.

Перспективный план работы кружка «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Сентябрь. 1. "Воздух.

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы» Исследовательский проект в ДОУ Вид проекта - Исследовательско-творческий Участники - Воспитатели, Дети, Родители Продолжительность - годовой.

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»
Опубликовано: 28 августа 2015 в 23:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД