Марина Боровикова
Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия
«Помните – здоровье начинается со стопы!»
Главная цель дошкольного физического воспитания, состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться всестороннего физического развития, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для формирования у них желания систематически заниматься физическими упражнениями. Также и все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок рос здоровым и физически крепким. Для физического развития детей и их оздоровления необходимы многие факторы. Одним из таких является состояние стопы ребёнка.
Публикация «Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия» размещена в разделах
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности.
Детская стопа, по сравнению со стопой взрослого человека, имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергается деформации.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую (но не мягкую, невысокую подошву, каблук высотой 5-10мм., фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.
В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:
• следить за их осанкой;
• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;
• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;
• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Разминка «Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
Начиная тренировку,
Верблюды танцуют ловко.
2. «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.
Пробираются вперед,
Здесь жирафов кто – то ждет.
3. «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.
Мишка важно так шагает,
На бок лапы расставляет.
Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.
Речитатив:
Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)
Я их смело покручу и шагать начну.
Разведу вперед – назад, и сожму руками (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные (сжимание ладонями пальцев ног)
Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой
Примерный перечень специальных физкультурных упражнений.
Комплекс №1
И. П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком, перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И. П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС, тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И. П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И. П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
Комплекс №2
И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И. П.
4. И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И. П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И. П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И. П.
7. И. П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И. П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И. П. как в 3 Катание стопами палки.
10. И. П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
Комплекс № 3
И. П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И. П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
6. И. П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И. П. Разведение носков, И. П.
Комплекс № 4
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.