Получи документы

Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра

Людмила Белоусова
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра

Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра

В последние годы в число детей, страдающих аутизмом (или расстройствами аутистического спектра, значительно увеличилось. В нашем детском саду работают две группы с такими детьми. Что такое расстройства аутистического спектра (РАС? Категория детей с РАС представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Публикация «Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Нарушение социальных контактов и взаимодействий является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.

Симптомы аутизма включают повторяющееся или компульсивное поведение, социальные нарушения, проблемы со связью и проблемы с обработкой сенсорной информации (например, повышенная чувствительность к звукам). Наиболее популярным методом коррекции поведения является терапия с изменением поведения, целью которой является формирование поведения посредством системы вознаграждений и последствий.

Мы постоянно находимся в поисках различным методов взаимодействия с детьми с РАС. Одним из альтернативных методов коррекции проявлений аутизма является арт-терапия.

Арт-терапия способствует умственному и эмоциональному росту посредством художественного творчества. В отличие от художественного обучения, арт-терапия проводится с целью формирования жизненных навыков, устранения недостатков и проблемного поведения, а также формированию приемлемого самовыражения. Детям предлагается исследовать и выражать себя, используя художественные материалы; создание привлекательных художественных работ не является целью (хотя это может быть удачным побочным продуктом).

Искусство как средство общения

Арт-терапия естественным образом подходит для детей с РАС по нескольким причинам. Одним из признаков аутизма является нарушение общения. Вербальное самовыражение и речь часто затруднены, есть совсем неговорящие дети. Искусство предлагает детям, испытывающим затруднения в высказывании свое мнения словами, выразить себя напрямую, без слов. Часто визуальными мышление является их сильной стороной, и многие сообщают, что они «думают в картинках». Выражение чувств и идей с помощью изображений очень естественно для таких детей и может значительно облегчить коммуникацию.

Арт-терапия может помочь в формировании социальных навыков

Аутичные дети также сталкиваются с социальными проблемами, такими как интерпретация тона голоса и выражения лица, и могут чувствовать себя некомфортно по отношению к другим. Взаимодействия один на один, такие как беседы, часто бывают чрезвычайно пугающими и стрессовыми.

Искусство также может быть прекрасным помощником в установлении связей со сверстниками. Сотрудничество, участие, уважение различий и другие социальные навыки могут практиковаться в приятной, естественной обстановке. Люди с аутизмом могут также изо всех сил пытаться понять перспективы других людей; взгляд на произведение сверстника предлагает конкретный способ «увидеть» точку зрения другого человека. Совместная работа над групповыми проектами способствует сотрудничеству, командной работе и чувству единения.

Арт-терапия может устранить проблемы сенсорной обработки

Арт-терапия идеально подходит для лечения расстройства сенсорной обработки, широко распространенной проблемы аутизма, которая способствует возникновению множества сложных эмоций и нежелательного поведения, но о ней слишком часто забывают. Кажущиеся безобидными ощущения, такие как текстура ковра, флуоресцентное освещение, хрустящая еда, гул холодильника, могут раздражать или даже мучать людей с аутизмом. При такой сенсорной гиперчувствительности дети с РАС могут стать беспокойными, избегающими или просто «Отсутствующими», чтобы избежать неприятного раздражителя.

Одной из наиболее распространенных целей арт-терапии является повышение терпимости к неприятным раздражителям, в то же время направляя самостимулирующее поведение в более творческую деятельность. Поскольку искусство, естественно, доставляет удовольствие почти всем детям, страдающим аутизмом или нет, они с большей вероятностью переносят текстуры и запахи, которых иначе могли бы избежать, когда они являются частью веселого художественного процесса. Ребенок может обнаружить, что он или она действительно может справиться с обработкой скользких, покрытых пастой полосок газеты, например, когда это является частью забавного проекта бумажного папье-маше. Постоянное противодействие раздражителям, которых они предпочитают избегать, помогает снизить чувствительность к ним, делая их более терпимыми, когда они сталкиваются с этими ощущениями в повседневной жизни. Например, ребенок, который научился обращаться с папье-маше, мог бы обнаружить, что обращение со скользким мылом для рук больше не было таким неприятным.

Сенсорные фиксации - еще одна общая черта аутизма. Некоторые люди могут пристально смотреть на свои пальцы, покачивая их взад-вперед или бесконечно скручивая крошечные полоски бумаги. Повторяющееся участие в таком самостимулирующем поведении (или «стимулирование») может привлечь внимание к детям с аутизмом, помешать им взаимодействовать с другими и отвлечь их от других видов деятельности, таких как учеба или игра. С другой стороны, эти ощущения могут вызывать успокаивающие ощущения, когда ребенок взволнован. В арт-терапии цель состоит в том, чтобы направить нефункциональное или неуместное стимулирование в социально приемлемые, творческие возможности.

В дополнение к своей эффективности в улучшении сенсорного, социального и эмоционального функционирования, арт-терапия является отличным средством коррекции аутизма, потому что она по своей природе укрепляет. Дети получают удовольствие, снимают стресс и повышают свою самооценку, занимаясь художественными проектами или просто изучая художественные материалы. То, что они практикуют жизненные навыки, не приходит им в голову.

Арт-терапия является уникальной формой коррекции аутизма, так как она помогает смягчить симптомы, а также направить аутистическое поведение в творчество. Она способствует общению, эмоциональному росту и сенсорной интеграции, а также способствует социальному взаимодействию в веселой обстановке.

Публикации по теме:

Игра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 летИгра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 лет Цель: показать важность единства семьи и отношений в ней; продолжать развивать чувство эмпатии; развивать креативность в процессе моделирования.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развивающие игры и их значение для детейРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 31 декабря 2019 в 20:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД