Папки-передвижки

Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Анна Боришполь
Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст является возрастом освоения сенсорных эталонов, знакомства с окружающем миром через различные формы действий с предметами. Он характеризуется интенсивным развитием процессов восприятия, и именно в сенсорном восприятии окружающих предметов и явлений заключается источник познания окружающего мира. Дети в этом возрасте проводят различные «исследования» – стучат, трогают, щупают, катают, гладят. Данный возраст является главным для познания, освоения окружающего мира, но только через взаимодействие. Именно в раннем возрасте формирование сенсорных эталонов оказывает огромное влияние на развитие ребенка, создает предпосылки для формирования психических функций.

Публикация «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

В раннем возрасте значение сенсорного воспитания и развития очень велико. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, вкусе, запахе и т. д. В раннем возрасте важно совершенствовать деятельность органов чувств через накопление представлений об окружающем мире. Дети в этом возрасте знакомятся и сталкиваются с многообразием цветов, форм, величин и других свойств предметов, окружающих его. Надо отметить, что даже без целенаправленного воспитания, каждый ребенок так или иначе воспринимает информацию о предметах и их свойствах.

Отсутствие необходимых для развития ребенка материалов, пособий, игр может стать причиной задержки основных психических процессов. Именно поэтому родителям, педагогам очень важно уделять особое внимание сенсорному развитию детей, насыщая среду, окружающую ребенка разнообразным сенсорным материалом.

Сенсорное развитие детей является фундаментом для их общего умственного развития и необходимо для успешного обучения. В рамках данного направления деятельность детей должна быть организована таким образом, чтобы они были заинтересованы в познании, развитии творческих способностей.

Работа по сенсорному развитию и воспитанию детей осуществляется с помощью разнообразных средств и приемов. Различные дидактические пособия и сенсорные материалы используются также и для развития речевой функции ребенка. Можно использовать различные варианты сенсорных игр, целью которых является получение детьми новых чувственных ощущений. Это, например, разнообразные игры с песком, природным материалом (данные игры включают в себя большое разнообразие игровых средств и приемов – это и «дождь» из мелких бусинок, пуговиц, камушков и т. д., хождение босиком по так называемым сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпание сыпучего материала с помощью баночек, ложек, формочек; игры с мокрым песком, рисование на нем руками, пальчиками, карандашами и т. д., игры с бумагой и тканями (данные игры заключаются в чередовании разных тактильностей по фактуре и мягкости, просто трогать и на ощупь определять различные виды бумаги и тканей, игры с сенсорными баночками (под сенсорными баночками подразумеваются различные баночки, наполненные монетками, крупой, блестками, водой и т. д. ; можно из баночек высыпать содержимое и перебирать каждый предмет). Для детей раннего возраста очень интересные и увлекательными являются игры с красками (которые включают в себя – рисование пальчиками, ладошками, различными штампами; так же можно использовать различные игры со смешиванием цветов и перетеканием красок друг в друга, игры с водой, мыльными пузырями (различные переливание жидкостей в разные предметы, чашки; надувать и лопать мыльные пузыри, игры со стеклянными шариками (с данными предметами существует множество разнообразных игр – можно устраивать «сухой бассейн» для пальчиков; перекатывать их между пальчиками; перекладывание шариков в различный емкости, игры с мячами.

Выше перечисленные игры просты в своем изготовлении и применении при работе с детьми раннего возраста. Эти игры легко может провести как педагог, так и родитель. Главным условием является четко поставленная цель, для чего игра должна создаваться, так же следует учитывать возможности ребенка, и какие задачи следует решить с помощью той или иной игры.

Для детей раннего возраста ведущей деятельностью является игра и, в первую очередь, игры, способствующие обогащению игрового и чувственного опыта ребенка. Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего развития личности ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях воспитания и обучения детей. При работе с дидактическими пособиями и сенсорными материалами дети осуществляют ряд мыслительных операций. В этот момент ребенок описывает предметы, группирует по различным признакам, угадывает предметы, их назначение, может определить действие по их описанию. Во время игры дети, взаимодействуя с окружающими объектами и педагогом, находят и подбирают правильные ответы к вопросам и заданиям, строят свои догадки, мыслят, проводят сравнительный анализ предмета, определяют форму, цвет, размер, фактуру предмета, дети так же используют полученные ранее знания и опыт. Многие педагоги отмечают у детей в процессе игры с дидактическими материалами проявления сообразительности и самостоятельности при решении разного вида задач, способности к волевому усилию при достижении поставленной педагогом определенной образовательной цели. Перед детьми становятся разного рода задачи, для решения которых необходим определенный уровень развития умственных способностей, умения преодолевать различные трудности, слушать и следовать правилам игры.

С детьми раннего возраста с целью формирования сенсорных эталонов можно порекомендовать дидактические игры на соотнесение предметов по цвету, форме, величине, сортировке игрушек и картинок по заданному признаку, игры по типу «Какой предмет лишний», «Сенсорные мешочки», «Найди похожий», «заштопай штанишки», «Какой предмет больше, меньше» и т. д. Эти игры позволяют в интересной и доступной форме познакомить детей с сенсорным материалом и особенностью предметов, стимулировать речь, развить познавательную и игровую активность.

Рассмотрим более подробно одну из этих игр, направленную на формирование сенсорных эталонов «Заштопай штанишки». Целью игры является – развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, различие предметов по цвету, форме, величине. В ходе игры педагог показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем педагог показывает детям геометрические фигуры -–заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, при этом знакомятся с формой, цветом и величиной. Эту игру можно проводить с усложнением предлагая заплатки разной величины и цвета. Вариантов этой игры может быть большое количество, это будет зависеть от цели игры и возможностей детей. В играх «Найди похожий», «Какой предмет больше, меньше», «Какой предмет лишний» мы развиваем у детей умения различать предметы, группировать их по разным признакам, искать сходства и отличия.

Все выше перечисленные игры детям дают целый поток самых разнообразных по силе и направлению ощущений. В связи с этим, нервная система стимулируется, происходит более интенсивное сенсорное развитие, может наблюдаться положительная динамика в развитии речи ребенка. Дидактические игры используются в развитии у детей раннего возраста сенсорной культуры, развивают сенсорные способности, а также они выступают как средство всестороннего развития и воспитания личности ребенка.

Дидактические игры различны по своему содержанию, игровым действиям, игровому материалу, они помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку, обеспечивая его всестороннее развитие и воспитание. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Возможность обучать детей раннего возраста посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Следовательно, значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор. Дидактическая игра является эффективным средством сенсорного развития у детей, что несомненно в дальнейшем будет основой успешного обучения.

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в развитии детей раннего возрастаЗначение подвижных игр в развитии детей раннего возраста Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возрастаЗначение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 11:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Боришполь (УИ 2948012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД