Получи документы

Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста

Юлия Шамбарова
Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста

Значение режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста.

Автор: Шамбарова Ю. В.

воспитатель МБУ д/с № 43 «Гнездышко».

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.

Публикация «Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста» размещена в разделах

Основа правильного развития и правильного воспитания малыша – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище, а также чередовании различных видов деятельности во время его бодрствования. Значение правильно оргазованной жизни для маленького ребенка чрезвычайно важно. Не случайно основоположниками педагогики раннего детства Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина считали режим основой жизни. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, а предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у ребенка возражения. Правильный режим охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания. Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра. Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пищи. С возрастом деятельность малыша становится более разнообразной. Однако длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем дольше они нуждаются частой смене деятельности, изменении характера активности.

Основные принципы построения режима дня для групп раннего возраста

Организация режима дня.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима : дневной сон, бодрствование, прием пищи, время прогулок. Правильный режим является непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе режим детского сада к индивидуальным особенностям ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

При проведении режимных процессов выполняются следующие правила:

1. полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);

2. тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

3. привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;

4. формирование культурно-гигиенических навыков;

5. эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

6. спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий (аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы).

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика.

Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. «Понимание воспитателем этого положения – решающее условие выполнения режима во времени и организации отдельных его отрезков»,– указывает О. Н. Урбанская. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность. В теплый период года режим дня меняется : вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе, где проводятся разные виды деятельности, а при наличии условий – питание и сон. Количество занятий сокращается до 1 в день, примерная их длительность в ясельной группе – 15–20 мин.

Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка. Режимы дня для детей раннего возраста должны обеспечить : длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей раннего возраста рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5–6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5–12 ч, из которых 2–2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5–4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена. В нашем учрежденияи, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие. Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Список литературы

1. Педагогика раннего возраста (Учебное пособие для студентов П 24 средних педагогических учебных заведений) Г. Г. Григорьева, Е. В. Зворыгина и др. под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергиевой – М. : Издательский центр «Академия», 1998 – 336с.

2. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию»

П32 Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособия для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1983 – 186с.

3.. Воспитание и развитей детей раннего возраста : НИРО

Материалы межрегиональной научно – практической конференции 13 - 14 декабря

2006г. Н. Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2006 - 282с

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста Кн. В77для воспитателя детского сада / Л. Н. Павловой – М. : Просвещение, 1986 – 176с

5. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании М. : 1967- 94с

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983-168с

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Проект «Радость режима дня» в группе раннего возрастаПроект «Радость режима дня» в группе раннего возраста Авторы: воспитатели Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Педагогический проект «Радость режима дня» в группе раннего возраста. Актуальность данной.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 20:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД