Лейсан Мубаракшина
Конспект урока в 1 классе «Знакомство с библиотекой»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ»
(1 класс)
Цели:
1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
Публикация «Конспект урока в 1 классе „Знакомство с библиотекой“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».
Ход урока
Здравствуйте, дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения : абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать,
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает, куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
«от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
Ваша мать пришла,
Молоко принесла.
Полны бока молоко,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы. «Волк и семеро козлят»
А дорога – далека
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. «Машенька и медведь»
По траве шагая бодро,
Сами воду тащат ведра. «По щучьему веленью»
Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк? «Лиса и волк» Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил,
И остался с носом. «Лиса и журавель»
Приезжайте, доктор, в Африку скорей.
И спасите, доктор, Наших малышей! «Доктор Айболит»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее. «Красная шапочка»
А сейчас я предлагаю вам назвать сказку, где живут эти персонажи:
1. Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, Галчонок. («Каникулы в Простоквашино»)
2. Мартышка, удав, попугай, слоненок («38 попугаев»)
3. Поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Вини. («Винни-Пух и все, все, все»)
4. Король, принцесса, кот. пес, петух, осел. («Бременские музыканты»).
Заключение: обобщение по игре, полезно отметить каждого ученика, никого не обижая.
Итоги урока.
- Кто вспомнит, что такое библиотека? (дом книг)
- Как называется отделение библиотеки, где книги выдают на дом? (абонемент)
- Какие книги не выдают в библиотеке на дом? (энциклопедии и справочники)
- Чего нельзя делать с книгами?
- Как нужно вести себя в библиотеке? (тихо)
- На сколько дней в библиотеке выдают книги?
- Почему нельзя терять библиотечные книги?
- Как называется этот документ? (показывает формуляр)
- Понравился вам урок?
Приглашаем вас посетить нашу библиотеку и стать ее читателями. (Сообщить режим работы библиотеки, раздать приглашения).
Хочу закончить урок словами К. Паустовского:
«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги».