МААМ-картинки

Проект «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» (средняя группа)

Ирина Охапкина
Проект «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» (средняя группа)

Актуальность. Народное декоративное искусство раскрывает перед нами необъятный мир красоты и мудрости. В приемах мастерства, в сюжетах, орнаменте, которым украшаются предметы народного искусства, мы постоянно ощущаем живую связь с многовековой национальной культурой. В русском декоративном искусстве раскрывается душа народа: его изобретательность, любовь к природе, веселый, доброжелательный нрав, неистощимая фантазия, удаль, любовь к труду.

Публикация «Проект „Знакомство с декоративно-прикладным искусством“ (средняя группа)» размещена в разделах

Изобразительное народное искусство, сильное образами и красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, творческое воображение. Народное творчество воспитывает у ребенка понимание красоты вещи, уважение к творцу ее.

Цель.

Развитие художественно-творческих способностей детей, основ эстетического вкуса.

Задачи.

Знакомство с народными промыслами.

Формирование умения создавать народные узоры, развивать чувство цвета, ритма, композиции.

Развитие худ. восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.

Формирование умения видеть красоту в обычных вещах и явлениях.

Воспитание уважения к труду народных умельцев.

Формирование образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Ожидаемые результаты.

Построение новой информационно-обогащенной предметной среды.

Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, творческих способностей детей. Сформированность представлений о народных промыслах.

Реализация принципа этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, приобщение детей к русской культуре. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

Обеспечение высокой педагогической эффективности в развитии индивидуальных склонностей и интересов детей.

Формирование целеустремленности, самостоятельности, активности.

Проект разработан на основе программ:

Программа «Детство» (авт. ЛогиноваВ. И, БабаеваТ. И, НоткинаН. А и др.)

предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

- приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развитие любознательности, познавательных способностей;

- удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов;

- приобщение к истокам народной культуры своей страны;

- приобщение детей к добру, красоте, ненасилию;

- воспитание эмоциональной отзывчивости.

- пробуждение чувства своей сопричастности к миру;

Девиз программы: «Чувствовать–познавать – творить»

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

(авт. Князева ОЛ, МахневаМД и др., направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого

- фольклор - в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде.

- знакомство с народными праздниками, традициями, обычаями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

- знакомство с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Научно-методическое обеспечение проекта.

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2002 г. Санкт-Петербург.

2. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду», М «Просвещение» 1972 г.

3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М. 1984 г.

4. Аникин В. П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. 1988 г.

5. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду. РГПУ С-П 2003 г.

6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду под ред. З. А. Михайловой. Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2003 г.

7. Методические советы к программе «Детство». Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2002 г.

8. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом в музее детского сада. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. 2004 г.

9. «Что необходимо знать к первому классу» Т. И. Тарабарина, Ярославль. 2000 г.

10. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками».С-П 2004 г.

11. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. З. А. Богатеева. 1982 г.

12. «Народное творчество». Дидактический материал. С. Вохринцева.

13. «Дымковская игрушка» Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова. издательство «Мозаика-Синтез». Москва.

14. «Хохломская роспись». «Городецкая роспись» «Гжель» Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Л. В. Орлова. Издательство «Мозаика-Синтез». Москва.

15. «Дошкольное воспитание» - №3,93, №4,95; №1,97, №2, 11, 2002, №3,2004, №2,3,2004

16. «Ребенок в детском саду» - №3, 2001.

Этапы осуществления проекта :

1. Организационный

• подбор методической и художественной литературы.

• подбор экспонатов, картин.

• изготовление пособий, карточек.

• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

• разработка занятий, определение тематики бесед.

• тематическое и перспективное планирование.

• подбор музыкального репертуара.

• разработка сценариев, викторин, развлечений.

• подбор литературного сопровождения к физминуткам.

2. Диагностика детей.

Показатели выявления знаний, умений и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – народное декоративно- прикладное искусство».(приложение)

3. Обогащение развивающей среды.

Кроме традиционных уголков созданы новые центры – происходит обогащение новой предметной среды, которая стимулирует познавательную активность детей.

Уголки творчества – трафареты декоративой росписи различных промыслов, образцы узоров, альбомы, выставки работ, раскраски.

Музей промыслов- знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества - развитие речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, пробуждая любовь к Родине, к русской культуре: образцы росписи разных промыслов, изделия из дерева, глины, металла, стекла, соломки, бересты, образцы лаковой миниатюры и русских народных костюмов. Русская вышивка, строчка, кружево - в виде салфеток, полотенец. Предметы русского быта.

дидактические пособия по народным промыслам и узорам.

Театральный уголок - различные виды театров, костюмы, украшения - знакомство и разыгрывание народных сказок: передавать в роли настроение, характер персонажа, действовать и говорить от имени разных персонажей, обыгрывать сказочные ситуации.

Музей русского быта - множество наглядных средств, бытовых предметов. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, формирование устойчивого интереса к народной культуре.

4. Создание перспективного плана по декоративно-прикладному искусству

Истоки русской

культуры Декоративная изо- деятельность

Рисование Лепка Аппликация

сентябрь Русская изба

(вышивка, кружево) Узор на

полосе Кувшинчик

Лоскутное одеяло

из бумажных полосок

октябрь Рус. народный костюм

(растительн и геомет узоры) 1Вышивка на полотенце Девочка в длин-

ном сарафане Украсим сарафан и рубашку

ноябрь Народная игрушка -

Дымковская,матрешка роспись

силуэтов Козлик

барашек

декабрь Гжель, Хохлома

1. Роспись деревянной ложки 1. Ковш (братина) 1. Украсим посуду

гжельским узором

январь Русские народные

праздники 1. Пригласительн.

билет 1 Снегурочка

1. Ёлочные укра-

шения из бумаги

февраль Лаковая миниатюра

Холуя и Палеха 1. Сказочная

птица 1. Жар- птица

1. Снегурочка

март Масленица

1. Узор на круге

(блюдо для блинов) Горшочек для блинов Веселый хоровод

апрель Деревянные кружева.

Гордец 1. Узор на квадрате пластина с горо-

децким узором 1. Украшение разделочной доски

май Ярмарка ремёсел Роспись плоскост.

изображ. по желан. Дымковская

лошадка 1. Укрась посуду узором по своемужеланию

5. Работа с родителями.

Работа с родителями строится на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

• Индивидуальные консультации; Беседы;

• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек); Газета для родителей.

Привлечение родителей к работе по эстетическому воспитанию детей: сбор материалов для русской избы и уголка краеведения, создание библиотеки группы, изготовление костюмов и кукол для театрального уголка, украшение группы и прогулочного участка.

4. Работа с детьми.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-пркладным искусством :

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду

• Экскурсии;

• Дидактические игры;

• Использование силуэтного моделирования

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводится, для того чтобы:

• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии (см. приложение, развлечение «Мы на ярмарке»

Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду, создание альбомов; участие в развлечениях, досугах, праздниках, обновление экспонатов музея промыслов

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» (средняя группа)
Опубликовано: 2 июня 2022 в 22:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД