Лучший педагог года

Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» во второй младшей группе (3 фото)

Алла Яворская
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» во второй младшей группе

Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» во второй младшей группе
Фото «Знакомство с русской избой и печью»
Конспект занятия  во второй младшей группе - фото

Конспект занятия

Тема: «Знакомство с русской избой и печью»

Возрастная группа : II младшая группа

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской избой и печью“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Воспитатель: Яворская Алла Александровна

Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках карельской культуры, приобщение к русскому фольклору.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить детей с устройством русской избы, с её главной

достопримечательностью – печью.

- Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.

- Познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.

Развивающая:

- Пополнить словарный запас детей новыми словами: печка-матушка, чугунок,

ухват, калитки.

- Прививать осторожность в обращении с горячими предметами.

- Активизировать речь детей, изображая звуки животных.

Воспитательная:

- Воспитывать у детей любовь к родному краю.

- Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам,

карельским народным играм.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие /вид организованной образовательной деятельности – социальный мир/ - Речевое развитие / вид организованной образовательной деятельности – чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

- Изготовление взрослого карельского национального костюма /самостоятельно

воспитатель/.

- Изготовление муляжей из картона /чугунок, ухват/.

- Оформление уголка краеведения в группе /кукла в национальном костюме, кукла-

оберег, дидактические пособия «Эмоции», «Семья», дидактическая игра «Найди

такой же» - карельский узор, «Чьи следы?».

- Чтение и заучивание потешек: «Ай, качи-качи-качи», «Как у нашего

кота»,»Кисонька- мурысенька», «Петушок, петушок», «ты мороз, мороз», «Как по

снегу, по метели».

- Чтение карельских сказок: «Лапоток», «Белка, рукавица и иголка».

- Лепка «Укрась полоску» /лепка карельского орнамента крестиком/.

- Рисование красками «Укрась шарфик» /элемент - крестик/

- Работа с родителями:

- пополнение развивающей среды для карельской горницы /лоскутное одеяло,

салфетки и полотенца с вышивкой, веретено/.

Материал и оборудование: Занятие проводится в карельской горнице. Печь /муляж/, кухонная утварь: чугунок, ухват, дрова; предметные картинки животных; мягкая игрушка – кот; маска кота для игры.

Используемая методическая литература:

1. Сержантова Ю. Б., Елоева А. В. Комплексные занятия по программе «Детство». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016.

2. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи / вторая младшая группа/. – М., Центр педагогического образования, 2007.

Используемая художественная литература:

1. Лойтер С. М. Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1991

Ожидаемый результат: Дети познакомились с убранством карельской горницы, с её главной достопримечательностью – печью. Познакомились с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват. У детей пополнился словарный запас новыми словами: печка-матушка, чугунок, ухват, калитки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети сидят полукругом у печи. Хозяйка встречает детей в национальной карельской одежде.

Хозяйка:

- Здравствуйте гости дорогие, званные и желанные! Очень рада вас видеть! Я - хозяйка этой горницы Арина. Нравится вам у меня? /руками обводит убранство карельской горницы/.

- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадки.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. /Печь/

- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла.

/Печь/

Хозяйка:

- Как вы думаете, ребята для чего в деревенской избе ставили печь?

- Чем топили печь? /Дровами/.

- Для чего она нужна? /ею отапливали избу, в ней готовили/.

Основная часть:

Рассказ хозяйки Арины о печке /стоит у печи, показывает все части печи: где лежат дрова, где лежанка, где готовили еду/ :

- В старину, в Карелии, печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет. В печке готовили еду, грели воду, спали на ней, пекли калитки, варили щи да кашу. Печь держали в чистоте и украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. Её так и называют – печка-матушка. Если голоден – щами угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.

- Послушайте, какие слова ей говорили:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Хозяйка:

- Дети, а ваши мамы в чем варят кашу? /в кастрюле/.

- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот таких чугунках /показ/. Их ставили в печь на горящие угли и варили. /показывает устье печи, в котором дрова и угли. Огонь изображает подсвет фонарика/.

- Ой, а как же поставить такой чугунок в печь? Можно обжечься.

- Чем берут ваши мамы горячие кастрюли с плиты? /прихватками, полотенцем/.

- Если я возьму полотенце, оно загорится и можно обжечься. А с огнем надо быть осторожнее, отходить от него подальше. Как же мне поставить чугунок в печь?

- У меня есть вот такой ухват /показ/. Раньше, чтобы не обжечься брали такой ухват и ставили чугунок в печь. /хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи/.

- Чем я поставила чугунок в печь? /ухватом/.

- Что я поставила в печь с помощью ухвата? /чугунок/.

Хозяйка:

На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные. А вот какие, вы мне сейчас назовете!

Игра-имитация «Кто как кричит».

Хозяйка хвалит детей.

Хозяйка:

- А куда это мой кот Васька делся? /Он на печке/.

-Ай да Васька. Печка теплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовем его! Кис-кис-кис! /Хозяйка берет кота /мягкая игрушка/ и подносит к детям/.

- Вот он какой у меня пушистый. Погладьте его. /Дети подходят, гладят/.

Хозяйка:

- А еще он любит потешки слушать.

-А вы знаете потешки про кота? /Да/

- Тогда присаживайтесь, а мы с котиком послушаем! /дети поочередно подходят к хозяйке, берут в руки кота и рассказывают потешки / дети разучили заранее/.

Котя-котя кошечка,

Не сиди на окошечке

Приходи ты в гости к нам

Я тебе сметанки дам

Котя-коточек

Беленький носочек

Ножками топ-топ

Глазками хлоп-хлоп

Котишка-мурлышка

Серый любишка

Не лезь в сметану

Оставь сметатану

Три-татушки

Три-та-та

Две катушки

два кота

Хозяйка:

- Какие хорошие потешки вы рассказали котику, они ему понравились. Котику стало хорошо, что он заснул. Отнесу-ка я его на любимое место.

- А где его любимое место? /на печке/.

- Вы хотите поиграть? /Да!/

Игра называется: «Кот Васька»

Хозяйка хвалит детей:

- Молодцы детки, убегали от котика, и котик с вами хорошо поиграл.

Рефлексия:

Хозяйка Арина снимает с печи поднос с калитками

- А я в печи напекла калиток и вас угощу. Вы хорошо рассказывали потешки, играли.

Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:

- Где мы сегодня побывали?

- С чем познакомились?

- Как называют русскую печку?

- Почему ее так называют?

- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?

- Что запомнилось?

Приложение 1

Игра-имитация «Кто как кричит»

Поочередно детям демонстрируются предметные картинки и предлагается назвать, какие звуки издает то или иное животное:

Кот – мяу-мяу, мур-мур; коза –ме-э-э; свинья - хрю-хрю; мышь- пи-пи-пи; барашек – бе-э-э.

Приложение 2

Игра «Кот Васька»

Выбирается ведущий ребенок – кот. /надевается маска/.

Дети поют:

Ходит Васька серенький

Хвост у Васьки беленький.

А бежит- стрела

Глазки закрываются.

Когти расправляются

Зубки как игла.

Поступь еле слышная

Хвост у Васьки пышный.

Не поймаешь – вон!

Васька ходит в середине круга, выполняет движения по тексту/. На слова «Не поймаешь – вон» - все разбегаются, Васька ловит. Игра повторяется еще раз со сменой кота.

Публикации по теме:

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Колобок» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект занятия по художественной литературе для второй младшей группы по изучению русской народной сказки «Рукавичка» Задачи: - Учить детей узнавать героев по загадкам, запоминать действующих героев и последовательность действий. - Воспитывать у младших.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Конспект занятия «Знакомство детей второй младшей группы с песком»Конспект занятия «Знакомство детей второй младшей группы с песком» Цель:познакомить детей с песком Песок-прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитии моторики.

Знакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группеЗнакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Возрастная группа: вторая младшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» во второй младшей группе
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 13:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД