Лучший педагог года

Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС ДО

Анна Савчук
Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС ДО

Реализация ФГОС ДО предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности в ДОО для эффективного решения сформулированных в нем задач.

Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определённых условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умении взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми способен договариваться, учитывать интересы и чувства других». Напомню, что суть методики состоит в движении от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей подготовительной группы о том, кто, что и каким образом будет делать. Первый этап начинается со средним возрастом – дети 4-5лет направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Публикация «Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС до» размещена в разделах

Развитие саморегуляции - важнейшее новообразование психики ребёнка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребёнка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определённым образом работа в паре создаёт уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в её важнейшем проявлении – самоконтроле.

Что является теоретическим обоснованием этой возможности и каким образом должна быть организованна работа в паре, чтобы стимулировать развитие самоконтроля ребёнка? Во-первых, это культурно историческая концепция Л. С. Выготского, которая раскрывает понимание развития высших психических функций человека: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом- психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В этом движении по мнению Л. С. Выготского, ведущее значение имеет речь, как знаковая система. Слово взрослого, обращенное к ребёнку, объясняет и побуждает действовать определённым способом, позволяет ему осознать своё поведение, сделать его произвольным.

Итак, соединение речи взрослого и предоставления ребёнку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создаёт условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то её можно организовать по системе двух ролей «действующий – проверяющий» :

•Задание получает пара детей;

«действующий» выполняет задание;

«проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»;

«действующий» исправляет ошибки;

«проверяющий» сообщает о выполнении задания.

При выполнении следующего задания дети меняются ролями.

При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно сделать). Далее он делает это, получая опыт развёрнутой и внешне выраженной и распределённой (с другим ребёнком как объектом контроля) деятельности контроля. Этот опыт работы «образа действия» выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е. послужит основой самоконтроля.

В возрасте 5 лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет.

Ещё одна развивающая возможность методики работы детей в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Взаимодействуя в паре, ребёнок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.

Как работает методика :

1. мотивирование на работу в паре;

2. подробная инструкция «проверяющему», которую также слышит «действующий»;

3. оказание помощи детям в процессе;

4.cмена ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично;

5. анализ педагогом индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля;

6. завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявление креативности и творчества.

Таким образом, методика работы в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД для детей средней группы с учётом ФГОС «Морское путешествие» Программные задачи: 1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин: весовые,.

Календарно-тематическое планирование по сказке «Три медведя» согласно ФГОС (первая младшая группа) Сказка "Три медведя". 01.03.2016 - 04.03.2016 Цель: Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений):.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Отчет по программе «Организация работы с родителями второй младшей-средней группы на 2015–2016 учебный год согласно ФГОС до» Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными.

Перспективное планирование март 2 младшая группа, согласно ФГОС 1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» 1.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Тема Содержание.

Перспективное планирование согласно ФГОС. Сентябрь, средняя группа 1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» 1.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Тема Содержание.

Программа-организация работы с родителями второй младшей-средней группы на 2015–2016 учебный год согласно ФГОС до I. Целевой раздел Пояснительная записка В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач,.

Современные развивающие методики досугаСовременные развивающие методики досуга игровое пособие «Волшебные Гонзики» Приоритетные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,.

Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.

Тренинг с педагогами «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС до» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка» Тренинг по развитию компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС ДО
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 18:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД